Кто придумал карандаш?
Карандаш - один из самых привычных для нас предметов. Устроен он предельно просто, однако свой теперешний вид обрёл далеко не сразу.
Нечто похожее на карандаш впервые появилось ещё в Средневековье. Это были стержни из сплава цинка и свинца. Свинец оставляет мягкую серебристую линию, которая хорошо стирается хлебным мякишем. Поэтому его чаще всего использовали для набросков и подготовительных рисунков. Свинцовые карандаши были хрупкими. Чтобы они не ломались в процессе использования, их зажимали между тонкими деревянными палочками, и всё это обматывали бумагой.
А.Дюрер. Молодая и старая женщины из Бергена, 1520.
Свинцовый карандаш.
В качестве «пишущей основы» пробовали и другие материалы, например, серебро. Оно оставляет на бумаге тёмно-серый след. Со временем, окисляясь, серебряная надпись или рисунок становятся коричневыми и создают красивый эффект. Делали серебряные карандаши так. К концу металлической рукоятки припаивали кусок серебряной проволоки или острия. Называли такие пишущие палочки «серебряными карандашами». Стереть след серебряного карандаша невозможно, поэтому рисование серебряным карандашом требовало высокой точности.
Серебряными карандашами пользовались такие всемирно известные мастера графики, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Альбрехт Дюрер, Ян Вайн Эйк, Ганс Гольбейн Младший, Пьетро Перуджино.
Леонардо да Винчи. Голова ангела. 1483 г.
Серебряный карандаш.
Но самым подходящим материалом оказался графит. Этот минерал - одна из разновидностей углерода. Кстати, другая разновидность углерода - древесный уголь - тоже используется для рисования с древних времён.
В XVI веке грифели из графита появились в Англии. Пастухи из местности Камберленд обнаружили в земле какую-то темную массу. Выяснилось, что она отлично подходит для того, чтобы метить овец. Сначала англичане решили, что это свинцовая руда и даже пытались изливать из нее пули, но у них, конечно, ничего из этого не получилось. Тогда придумали делать из графита палочки для рисования (для письма они были слишком мягкими, легко ломались).
Эти графитовые палочки имели недостаток: они пачкали руки. Художники обматывали грифели бечёвкой или бумагой, чтобы не пачкаться в процессе работы. А заключать грифель в деревянную «рубашку», по-видимому, начали немцы. Первое письменное упоминание о деревянных карандашах обнаружено в документе, датированном 1683 годом (конец XVII века). Именно в Германии впервые началось массовое производство деревянных карандашей. Причем это новшество появилось вовсе не из соображений удобства, а для того, чтобы скрыть плохое качество! Чтобы удешевить материал для грифеля, мастера из Нюрнберга стали смешивать графит с клеем и серой. Карандаши получались дешевле, но качество их сильно уступало чистому графиту. Чтобы покупатели не заметили подмены, грифель прятали в деревянный корпус.
Один из первых деревянных карандашей
В конце XVIII века английский парламент ввел строгий запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Графит всё равно продолжал поступать в Европу контрабандным путём, но цена его взлетела до небес. Такие условия стимулировали поиски обходных путей в производстве пишущих средств. Результатом стал революционный прорыв в технологии изготовления карандашей. Произошло это так. Французская республика, как и другие страны Европы, остро нуждалась в собственных пишущих средствах, не зависящих от английского сырья. Французский Конвент поручил изобретателю Николя Конте придумать новый тип графитового стержня.
Конте придумал смешивать пыль графита с глиной, сажей, крахмалом и водой. Далее эта смесь подвергалась обжигу, благодаря чему достигалась высокая прочность. Изменяя соотношение компонентов, можно было производить карандаши разной твёрдости. Если увеличить долю графита, стержень становится темнее и мягче, а если увеличить количество глины - светлее и твёрже. Именно Конте мы обязаны современной классификацией карандашей по твёрдости: Т, М, ТМ (в английском языке: Н — твердый, В — мягкий, НВ — средней твердости). В январе 1795 года Конте получил патент на свое изобретение.
Николя Конте
Одновременно с Конте разработки в том же направлении проводил австрийский изобретатель Йозеф Хардмут. Он изобрел свой вариант искусственного графита (как и Конте, он смешал графит с глиной) и запечатал его в деревянный футляр. Затем наладил производство карандашей, ныне известное на весь мир - знаменитый «KOH-I-NOOR».
Кстати, карандашная фирма, основанная Николя Конте, тоже просуществовала до нашего времени, а в 1979 году ее купила компания - производитель шариковых ручек BiC.
Таким образом, можно сказать, что «родителями» современного карандаша являются оба изобретателя - Конте и Хардмут.
Привычную нам шестигранную форму корпуса карандаша предложил граф Иоганн Лотар Фабер в конце XIX века. Он обратил внимание, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма, и предложил элегантное решение этой проблемы, которым мы пользуемся по сей день. Он же установил стандарты длины, толщины и твердости, которые были приняты большинством других производителей. Карандашная фабрика Faber-Castell по сей день является одной из крупнейших торговых марок карандашей.
Иоганн Лотар Фарбер
В России производство деревянных карандашей организовал М. В. Ломоносов. Он развернул производство в Архангельской губернии. Ломоносов ввёл понятие «гросс» - дневной нормы выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. Гросс равен дюжине дюжин, то есть 144 штуки. Эта мера выработки используется во всем мире до сих пор.
В 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс изобрел механический карандаш. Он обнаружил, что при затачивании карандаша в отходы попадает примерно две трети грифеля. Непростительное расточительство! Кросс поместил графитовый стержень в металлический корпус и придумал устройство, которое выдвигало грифель на нужную длину. Устройство Кросса представляло собой два металлических зажима - цанга. При нажатии на кнопку на конце карандаша цанги раздвигались, и грифель можно было выдвинуть на нужную длину. Затем путем поднятия кнопки цанги зажимали стержень в новом положении. Грифель цангового карандаша был довольно толстым - 2 мм. Это изобретение помогло заметно снизить количество отходов при затачивании карандашей.
Механический цанговый карандаш
Современный механический карандаш с тонким (0,2-0,5 мм) «вечно острым» стержнем и более продвинутым механизмом его выдвижения придумал японский изобретатель Токудзи Хаякава. Грифель в его карандаше выдвигался наружу благодаря вращению футляра. Он не требовал заточки, так как был очень тонким. С этого изобретения началась история компании Sharp - ведущего производителя электроники. Своим названием она обязана именно первому изобретению Хаякавы - Ever-Ready-Sharp Pencil («вечно острый карандаш», sharp в переводе с английского означает «острый»).
Современный механический карандаш
Позже карандаши стали снабжать ластиком на конце.
Первые карандаши стоили недёшево, ведь это была тонкая, «ручная» работа. Сейчас всё делают автоматы — и грифели, и деревянные заготовки, которые разрезаются по длине пополам. Грифели укладывают в специально вырезанные в заготовках бороздки, затем половинки склеивают и покрывают тонким слоем лака. Для производства корпуса используют тополь, ольху (низкое качество), липу (среднее качество), кедр, сосну (высокое качество).
Производство карандашей
Итак, нашему привычному карандашу уже больше двух веков.
Кстати
- Слово «карандаш» пришло к нам из тюркских языков. Древние арабы переняли от греков способ письма заточенными тростниковыми палочками (греки называли их kalamos, а римляне – kalamus). По мере совершенствования древних каламов в тростниковые трубочки стали вставлять свинцовые палочки, а затем и графитовые стержни. И тогда в тюркских языках появилось новое слово kalamdas, которое происходит от слов «kalam» (тростник) и «das» (камень)
- В отличие от простых карандашей, цветные не содержат графит. Их стержни делают из масляной или восковой основы с добавлением пигментов.