Все для детей

ЯН ВАН ЭЙК

(ок. 1390—1441)

С творчеством Яна ван Эйка, нидерландского живописца XV в., связано становление принципов Возрождения в Северной Европе. Преодолевая традиции искусства Средневековья, он опирался на живое наблюдение действительности, стремился к объективному воспроизведению жизни. Далекий от научной разработки проблем перспективы и анатомии, не зная античного наследия, этот художник в отличие от итальянских мастеров больше опирался на собственный опыт. Пристально изучал он структуру предметного мира, улавливая особенности каждого предмета, пейзажной или интерьерной среды. Особое значение придавал художник изображению человека, стремился передать неповторимый облик каждого из персонажей своих картин.

Произведения Я. ван Эйка отличает колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная выписанность деталей, уверенная организация цельной композиции. С именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи — многократное нанесение тонких, прозрачных слоев красок, что позволяет добиваться большой интенсивности каждого цвета.

Художник учился у своего старшего брата Хуберта, вместе с которым работал над исполнением знаменитого Гентского алтаря (1426— 1432, собор св. Бавона, Гент). Но если в картинах, выполненных Хубертом, еще ощутима связь со средневековой традицией, то Ян стремится к новому: религиозные сюжеты он трактует как конкретные образы действительности. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света.

Реалистические тенденции искусства Я. ван Эйка особенно ярко проявились в области портрета, который в то время оформляется в самостоятельный жанр. Главное для художника — душевный мир человека, индивидуальный характер модели. Один из шедевров портретного творчества Я- ван Эйка — «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон). Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Мягкий свет наполняет интерьер. В самих фигурах, показанных в рост, много нарочитой представительности, но одновременно и живых, реальных примет индивидуального характера изображенных людей. В этом, как и в других портретах Я. ван Эйка, воплотилось новое представление о человеке, о его месте в мире.

Творчество этого выдающегося художника, положившего начало реалистической традиции нидерландской живописи, — яркая страница в истории мирового искусства.