Все для детей
Вы находитесь здесь: ГлавнаяЭрудитПочемучка

Почему на парусных кораблях не палили из всех пушек одновременно?

В эпоху парусных боевых кораблей началось развитие корабельной артиллерии. Пушки устанавливали рядами на специальных орудийных палубах.

К. Эккерсберг. Батарейная палуба корвета «Наяда»
Кристоффер Эккерсберг. Батарейная палуба корвета «Наяда» (1833 г.)

В XVI веке начали прорезать отверстия в палубах для стволов пушек - порты, и начали строить большие корабли с несколькими рядами портов, то есть пушки ставили линиями по бортам корабля в два и три «этажа».

Порты линейного корабля

Но залп из пушек никогда не производили всех бортом, а только побатарейно (батарея - это линия пушек на одной палубе). Почему?

Выстрел из пушки вызывает сильную отдачу, тем более что конструкция пушек не предполагала отвода пороховых газов. Кроме того, пушки крепились к бортам специальными канатами, чтобы они не откатывались от выстрела.

Орудийный каземат фрегата «Ослябя»
А. К. Беггров. Орудийный каземат фрегата «Ослябя» (вторая половина ХIХ века).
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
На картине изображено корабельное орудие, закрепленное в походном положении

Одновременный выстрел из всех бортовых орудий мог расшатать корпус вплоть до его разрушения. Кроме того, устойчивость парусных кораблей в те времена была далека от современных. Так что сила залпа при одновременном выстреле из всех пушек вызвала бы такую силу противодействия, что корабль мог попросту опрокинуться на другой борт и перевернуться.

Хлеб и печенье
Ральф Брюс. Шведский корабль «Vasa»
Подробнее о корабле

Хотя эта картина является красивой иллюстрацией к нашему рассказу, на самом деле корабль, изображенный художником на картине, затонул, не успел поучаствовать ни водном бою. Да чего там, он и по морю походить не успел!
Боевой корабль «Vasa», который называют еще «шведским Титаником», был самым крупным и дорогим кораблем шведского флота и должен был стать его флагманом. Однако «Vasa» опрокинулся и затонул при первом же выходе из Стокгольмской гавани летом 1628 года, успев проплыть всего 1300 м! После двух порывов ветра на глазах у потрясенных зрителей корабль лег на борт. Вода хлынула через открытые пушечные порты, и корабль ушёл под воду с поднятыми парусами и развевающимися флагами. Причиной катастрофы были инженерные просчеты в конструкции корабля, в результате чего его центр тяжести оказался слишком высоко. Это стало причиной неустойчивости корабля, так что малейшее внешнее воздействие, например, порыв ветра, приводило к крену судна.
Кстати, конструкция корабля «Vasa» предполагала размещение 64 пушек.

Почемучка

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.