Энциклопедический словарь юного художника
З
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII—XX ВВ.
Искусство эпохи Возрождения оказало огромное влияние на развитие художественной культуры последующих столетий. Сохранялся интерес к античности, стремление к объективному познанию действительности, углублялся и творчески развивался реалистический метод искусства. Вместе с тем гуманистические идеалы Возрождения, стремление воплотить образ гармонической и совершенной личности отошли в прошлое.
Характер искусства XVII в. определяется важными социально-экономическими процессами. Развиваются буржуазные отношения. Вместе с тем в некоторых странах утверждаются абсолютистские монархии. Прогресс в общественной жизни в одних государствах и реакционные режимы в других, буржуазная революция в Англии 1640—1660 гг., протест народных масс против монархического гнета и хищнической эксплуатации нарождающейся буржуазии — все эти сложные и противоречивые процессы находят свое отражение в развитии искусства. Благотворное влияние на художественную культуру оказывают наука, передовая вольнолюбивая мысль.
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты. Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды.
К XVII в. утверждается жанровая структура европейского искусства. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт. Успешно развиваются рисунок и гравюра, разные виды скульптуры: памятники-монументы, садово-парковые композиции, скульптурные группы, портрет. Станковая и монументальная живопись, скульптура, развитие синтеза искусств, дворцовые ансамбли, парки и градостроительство XVII в.— ярчайшее проявление человеческого гения. Основные художественные направления эпохи — барокко, классицизм и реализм, отвечавший интересам передовых сил общества. Появляется новый круг социальных тем и сюжетов. Многих мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Как в живописи, так и в скульптуре большое внимание уделяется выразительности поз, жестов, мимики. В живописных полотнах усиливается тональность колорита, цвет приобретает тонкую нюансировку, широко используются рефлексы, светотень. Художники ищут связь между пластической формой и пространством, предметами и световоздушной средой.
В XVII в. формируются новые национальные художественные школы и возникают новые художественные центры. Развитие искусства определяется борьбой и сменой отдельных стилей и направлений. Драматизм эпохи выражает стиль барокко, наиболее полно воплотившийся в архитектуре и скульптуре и менее — в живописи. Ему свойственны пространственная активность форм, движение, декоративность. Эти черты особенно ярко проявились в творчестве архитекторов Рима Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Исключительно одаренный мастер Бернини прославился и как замечательный скульптор («Давид», портрет кардинала Боргезе, статуи для фонтана Четырех рек в Риме и др.). Классицизм преимущественно развивается во Франции. Для него характерно стремление к господству разума над чувством, героизация человеческих поступков и чувств. Однако главным направлением, особенно в живописи, является реализм. Именно в это время творили такие корифеи реализма, как Д. Веласкес, Рембрандт и многие другие великие художники.
Родоначальником реалистического направления стал итальянский художник Микеланджело да Караваджо (1573—1610), решительно повернувший к изображению реальной жизни, людей из народа. Он избирает сюжетами для своих картин простые бытовые сцены, тщательно и непредвзято изучает натуру. Таковы его ранние произведения «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист» и др. В картинах на религиозные темы Караваджо смело подчеркивает простонародность персонажей, утверждает демократические художественные идеалы («Призвание апостола Матфея», «Смерть Марии»). Под влиянием художника складывается целое направление — караваджизм, оказавший сильное воздействие на судьбы искусства в Италии, Испании, Франции и Голландии.
Ученики и последователи итальянского мастера сыграли большую роль в развитии реализма XVII в., и мимо опыта Караваджо не прошел ни один значительный живописец этого столетия. Например, Хусепе де Рибера в Испании, Жорж де Латур во Франции утверждали демократические идеалы, углубляли реалистическую интерпретацию действительности, насыщали образы острой психологичностью. Так, подросток-нищий X. Риберы исполнен независимости и дерзкой насмешливости («Хромоножка»). Образы святых у этих художников — люди из народа («Святой Иосиф-плотник» Ж. де Латура, «Мученичество святого Варфоломея» X. Риберы).
XVII век—«золотой» век живописи. Это столетие Веласкеса и Ф. Сурбарана, П. П. Рубенса и А. ван Дейка, Ф. Халса и Рембрандта, Я. Вермера Делфтского и Н. Пуссена. Искусство всех этих мастеров, при громадной разнице творческих темпераментов, художественных наклонностей, характеризуется одной обшей чертой: всем им свойственно размышление о смысле жизни, временами доходящее до глубокого, почти философского обобщения, пристальное внимание к человеку. Испанца Веласкеса, тончайшего колориста, отличала многоплановость в решении отдельных жанров и сюжетов, внимание к поведению человека (например, в серии портретов придворных шутов). Новаторски решил художник историческую тему в картине «Сдача Бреды». Народные основы искусства мастера отчетливо видны в картине «Пряхи». Его соотечественник Сурбаран выделялся суровым аскетизмом и предельной конкретностью образов («Святой Лаврентий»).
Фламандец Рубенс стремился к динамичности живописных масс, к яркой эмоциональности образов («Охота на львов»). Рубенс — мастер героического пейзажа, создатель циклов исторических полотен, полных пафоса утверждения земного бытия, декоративного размаха и блеска живописи.
Его ученик А. ван Дейк стал крупным мастером портрета аристократической знати (портрет Т. Челонера). Оптимистический и жизнерадостный тип искусства, прославляющего жизнь, выражен голландцем Халсом («Цыганка»); ему же замечательно удавались групповые портреты, имевшие тогда большое распространение. Тончайший анализ душевного мира человека дал крупнейший мастер Голландии Рембрандт (серии портретов и автопортретов, картина «Возвращение блудного сына»). Сложный образ человека раскрыл художник и в групповых портретах («Урок анатомии доктора Тюлпа», «Ночной дозор», «Старейшины суконного цеха», или так называемые «Синдики»), и в картинах на мифологические сюжеты. Ощущая конфликт с буржуазной средой, Рембрандт особенно ценил этические достоинства личности. Вермер Делфтский поэтически воспевал красоту повседневного быта («Кружевница», «Девушка с письмом»). Многие голландские пейзажисты, мастера натюрморта и бытовой картины с любовью рассказывали о простых людях, их горестях, радостях и интересах, показывали природу своей родины.
Просветленное и героическое начало французского классицизма воплотил Пуссен в картинах «Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др. Реалистические тенденции отразились в творчестве братьев Ленен. На опыте живописцев XVII в. воспитывалось затем не одно поколение художников последующих столетий.
В искусстве рубежа XVII—XVIII вв. наступает решительный перелом в сторону усиления светского миропонимания. Художники стремятся запечатлеть разнообразные обыденные жизненные ситуации, самобытные, индивидуальные образы, тончайшие эмоциональные оттенки. С деятельностью просветителей усиливается интерес к жизни простого народа, устанавливается культ естественной природы. Искусство рококо, тяготевшее к вычурной декоративности, просуществовав несколько десятилетий в начале XVIII в., сходит на нет. Прославление разума, формирование идеалов гражданственности, общественной активности оказывают воздействие на развитие искусства, и не случайно вновь оживает классицизм, с наибольшей полнотой нашедший выражение в архитектуре и скульптуре. А. Ватто, Ж. Б. С. Шарден, О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо в Англии, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии — вот лучшие имена в живописи XVIII в. У Ватто тонкая наблюдательность, грустная ирония сочетаются с многообразием оттенков эмоций, известной театрализацией жизни («Актеры итальянской комедии», «Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). Шарден отображает привлекательность повседневной жизни («Разносчица», «Прачка»), тонко передает красочную материальность предметного мира в натюрмортах («Медный бак»). Для Фрагонара типична живописная импровизация, чувственное любование действительностью («Качели»). Просветительскими идеями проникнуты произведения Хогарта, его «сатиры нравов» (серии картин «Карьера мота», «Модный брак»). Рейнолдс и Гейнсборо отличные портретисты, тонко улавливающие настроение моделей («Голубой мальчик» Т. Гейнсборо).
Тьеполо, наследуя традиции барокко, создал грандиозные циклы монументально-декоративных росписей (росписи в епископской резиденции в Вюрцбурге). Виртуозностью кисти и живописной наблюдательностью отмечены картины Гварди («Венецианский дворик»). Для всех этих художников общим является тонкость колористических решений, проникновение в тончайшие нюансы человеческих чувств.
В XVIII в. в связи с усилением роли этической оценки деятельности человека развивается сатира, нашедшая преимущественное развитие в графике (особенно в карикатурах Хогарта).
Возврат к классицизму создавал благоприятную обстановку для развития скульптуры, где утверждался героический облик человека, особенно в памятниках и портретах (творчество французских мастеров Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, О. Пажу, Ж. А. Гудона).
На искусство конца XVIII — начала XIX в. огромное воздействие оказала Великая французская революция 1789—1794 гг. Самые крупные мастера этого времени — Ж. Л. Давид во Франции и Ф. Гойя в Испании. Давид воплотил в своих произведениях принципы революционного классицизма, строгого по стилю, исполненного высокого гражданского пафоса («Клятва Горациев», «Смерть Марата»). Гойя стремился показать сложный и противоречивый характер современной испанской действительности в сериях гравюр («Капричос», «Бедствия войны»), исторических композициях («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), проникнутых глубокой тревогой за судьбу своего народа. И Гойя и Давид были великолепными портретистами. Творчество этих двух мастеров открывало дорогу искусству XIX в.
Сложным явлением начала XIX в. стал романтизм, в эмоциональной форме выразивший духовные устремления времени и приобретавший в разных странах специфические оттенки. Интерес к трагическим моментам истории, ее поворотным пунктам выразили преимущественно французские романтики Т. Жерико («Плот Медузы») и Э. Делакруа («Свобода, ведущая народ», «Взятие крестоносцами Константинополя»). Для немецких мастеров было типично философско-созерцательное отношение к действительности (творчество пейзажиста К. Д. Фридриха). В Англии прославились пейзажисты У. Тернер и Дж. Констебль. Тернер стремился к драматическому осмыслению жизни природы («Последний рейс корабля «Отважный»). Констебль же хотел увидеть ее естественную жизнь, в связи с деятельностью человека, в смене времен года («Пейзаж со скачущей лошадью»).
Развитие искусства первой половины XIX в. определялось наличием разных направлений. Французский художник Ж. О. Д. Энгр — представитель академического классицизма лучше всего проявил себя в живописных и графических портретах («Портрет Л. Ф. Бертена»).
В недрах романтического искусства стал формироваться реализм XIX в., связанный с прогрессивными общественными настроениями. Путей перехода к нему было много, и типичным представляется бидермейер, возникший в Германии. Этому стилевому направлению свойственно пристальное внимание к сценам современной жизни, идеализация патриархального крестьянского жизненного уклада. Во Франции реализм был основой творчества таких художников, как О. Домье, Ж. Ф. Милле и Г. Курбе, в Германии — А. фон Мендель. В многочисленных литографиях Домье показал широкую панораму общественной жизни, дал оценку политических событий и нравов своей эпохи. Крестьянской теме посвятил свое творчество Милле. Он создал собирательные образы крестьян-тружеников, полные глубокой человеческой правды («Сборщицы колосьев»). Милле — прекрасный пейзажист. Его привлекает природа, в которую вложен человеческий труд — вспаханные поля, загоны для овец и т. д. Мощное дарование Курбе наиболее ярко проявилось в многофигурных композициях («Похороны в Орнане», «Мастерская художника»), где живописец достигает большой силы обобщения. Крупная школа реалистического пейзажа, сложившаяся во Франции к середине века, получила название барбизонской, так как художники часто работали в окрестностях деревушки Барбизон, близ Фонтенбло. Барбизонцы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш.Ф. Добиньи и другие) и близкий к ним К. Коро открыли красоту простых сельских пейзажей Франции. В Германии принципы реализма наиболее полно воплотились в творчестве А. фон Менцеля («Железопрокатный завод»). Реалистические школы складывались и в других странах.
В XIX в. распадается былой синтез искусств. В области архитектуры и скульптуры начинает господствовать эклектика. Прогрессивные тенденции последовательнее выступают в живописи, и прежде всего в картинах Э. Мане («Завтрак на траве», «Казнь императора Максимилиана», пейзажи, портреты). В последней трети XIX в. развивается творчество французских живописцев-импрессионистов, раскрывавших живой, изменчивый облик повседневной действительности. Последующее поколение мастеров, к которым принадлежали П. Сезанн, П. Гоген, Ж. Сера, голландец В. ван Гог и другие, стремилось к большему обобщению художественных образов, прибегая либо к некоторой условности решений, либо к повышенной эмоциональности. Искусство французских импрессионистов и постимпрессионистов оказало большое воздействие на искусство других стран (см. Импрессионизм, постимпрессионизм). В скульптуре обновление пластического языка связано с творчеством француза О. Родена («Врата ада», памятник «Граждане Кале»). Роден стремился возродить утраченные традиции создания значительных и масштабных образов, насытить пластику выразительностью, наполнить ее живым чувством.
На рубеже XIX—XX вв. сложился стиль модерн, пытавшийся возродить утраченный синтез искусств и оказавший сильное воздействие на развитие архитектуры и художественных ремесел. Символизму и другим течениям этого времени противостояло творчество мастеров демократического искусства (Т. А. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Англии). Стейнлен в литографиях, политических плакатах обличал милитаризм и колониализм, рассказывал о борьбе рабочих за свои права (литография «Забастовка»).
Искусство XX в. представляет особый этап в развитии художественной культуры. Усилилась поляризация реалистических и модернистских направлений в художественной культуре. Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное воздействие на судьбы мира. Установление социализма в ряде стран Европы и Азии после второй мировой войны привело к созданию социалистического содружества стран, искусство которых оказало огромное воздействие на пути развития мировой художественной культуры.
Кризис буржуазного общества стал естественной питательной средой для различных авангардистских направлений (см. Модернизм), которым свойственны увлеченность крайними экспериментами с художественной формой, намеренная зашифрованность образов. Крупные мастера, такие, как П. Пикассо, А. Матисс, Ф. Леже и некоторые другие, чье творчество было крайне сложным и противоречивым, стремились вырваться из плена авангардистского искусства, так как они продолжали искать связи с жизнью, развивали принципы гуманистического искусства. Красочные, декоративные полотна А. Матисса утверждают красоту окружающей природы, пронизаны светлым оптимистическим мироощущением («Танец», «Красные рыбы» и др. В Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — одно из лучших в мире собраний произведений художника). Центральная тема в творчестве Ф. Леже — труд и отдых рабочих («Строители»). Различным авангардистским течениям последовательно противостояли мастера реалистического направления. Исполнено глубокого драматизма, овеяно революционным пафосом творчество крупнейшего графика XX в. Кете Кольвиц, которая рассказывает о борьбе крестьян и рабочих в Германии. Художница одной из первых создала тип монументального революционного плаката («Помогите России!»). Социальные контрасты, напряженность общественной и политической борьбы — главные темы в творчестве бельгийца Франса Мазереля. Его графические листы объединены единым сюжетом, раскрывающим историю героев, сложные жизненные конфликты (циклы «Город», «Крестный путь человека»).
После второй мировой войны в Италии и Франции складывается новая реалистическая школа (неореализм). Значительным мастером, связанным с неореализмом, стал Ренато Гуттузо, начавший свой творческий путь с антифашистских произведений («Распятие», «Расстрел партизан», серия рисунков «С нами бог!»). Многие его картины посвящены истории страны, борьбе крестьян за землю, новому жизненному укладу современного города («Битва Гарибальди у моста Амиральо», «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», «Воскресенье у калабрийского рабочего в Риме» и др.). Яркие краски, четкие композиционные ритмы, верная передача натуры делают картины Гуттузо правдивыми и жизненными.
Рядом с художниками, показывающими трагические стороны действительности, выступают мастера яркого юмористического дарования. Среди них датский художник X. Бидструп — создатель злободневных, острых политических карикатур, обличающих агрессивную военщину и шовинизм. Крупным сатириком был французский художник Ж. Эффель. Он создал политические карикатуры, юморески, посвященные истории, народному быту. За широкую деятельность в защиту мира Бидструпу и Эффелю была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
В прогрессивное искусство XX в. внесли свой вклад такие разные художники, как французские пейзажисты А. Марке («Неаполитанский залив», «Мост Сен-Мишель в Париже»), М. Утрилло («Улица Мон-Сени на Монмартре»), немецкие живописцы и графики О. Дике, Г. Грос. Полное бурной патетики творчество французского скульптора Э. А. Бурделя и гармоническое величественное искусство А. Майоля оказали большое влияние на развитие европейской скульптуры.