ГЮСТАВ КУРБЕ
(1819—1877)
В развитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца Гюстава Курбе занимает особое место. Он был одним из тех, кто, опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал и пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления. В 1855 г. Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном им «Реализм».
Первые значительные полотна художник создал в 1849 г.: «Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане». Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе иногда и называют «мастером из Орнана»). В них Курбе стремился обобщить конкретные жизненные наблюдения, в каждом герое угадывая судьбу целого поколения, типические характеры современников.
Картину «Похороны в Орнане», где показана траурная процессия, художник трактует как произведение исторического жанра. На полотне большого формата он изображает множество людей, большей частью написанных с натуры, еще больше подчеркивая реальность происходящего.
Стремление к обобщению приводит Курбе к созданию столь сложного произведения, как «Мастерская художника», не случайно названного им «реальная аллегория». В центре картины — фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ателье располагаются различные персонажи: часть из них можно узнать по другим картинам Курбе, часть как бы является «аллегорией» различных слоев населения и профессий.
Сделав своим девизом «правду в искусстве», Курбе следовал реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. Деятельность художника поддерживали ведущие художественные критики того времени, сторонники демократического обновления общества. В дни Парижской Коммуны Курбе был вместе с восставшими, участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом как символ торжествующего буржуазного общества. За это он поплатился изгнанием в Швейцарию. После длительных судебных разбирательств художника приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны.
Творчество Курбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье, художников барбизонской школы (см. Западноевропейская живопись XVII— XX вв.) составило мощное движение в искусстве Франции середины прошлого века. Идеи Курбе были восприняты многими художниками других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и многие французские мастера последующего поколения, например Э. Мане и импрессионисты.