Все для детей

ОНОРЕ ДОМЬЕ

(1808—1879)

В острой социальной борьбе во Франции XIX в. участвовали и художники. В 30—40-е гг. активно развивается сатирическая графика, преимущественно литография. Ее крупнейшим мастером становится Оноре Домье. Печатная графика, легко тиражируемая, отражающая чаяния демократических слоев населения, приобретает глубокий общественный смысл, гражданский пафос.

Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В своих литографиях (а у него их около 4 тыс.) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов, их продажность и жестокость. Блестящий рисовальщик, мастер линии, умеющий скупым штрихом, пятном, силуэтом создавать выразительные образы, легко воспринимающиеся и запоминающиеся, Домье сделал политическую карикатуру подлинным искусством. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».

Домье критиковал буржуазное общество не только в политической сатире И в бытовых карикатурах он насмешливый и едкий обличитель буржуазных нравов, когда человеческое достоинство уродливо деформируется (серии литографий «Парижские типы», «Добрые буржуа»).

Симпатии художника на стороне простых людей Франции. С глубоким трагизмом художник показывает результат кровавого побоища, устроенного солдатами в одном из домов рабочего предместья, где были революционные выступления («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», 1834). Одним из первых в западноевропейском искусстве Домье создал образ борющегося пролетария, отстаивающего классовые интересы. Таков рабочий-печатник в литографии «Свобода печати» (1834).

Домье — прекрасный живописец. Герои его полотен — трудящиеся Франции: рабочие, мелкие служащие, ремесленники, прачки: «Вагон 3-го класса», «Ноша», «Прачка» и др. В картине «Семья на баррикадах» (1848—1849) Домье показал мужество и героизм восставшего народа Франции. В живописи Домье привлекают темпераментное исполнение, свобода письма и фактуры, экспрессия форм, контрасты света и тени, энергичные линии, острые композиционные ритмы.

Широта художественного дарования Домье проявилась и в том, что он помимо графики и живописи занимался еще и скульптурой (известно свыше 60 его работ). Искусство Домье — искусство художника-новатора, защитника интересов трудящихся.