ФРАНСИСКО ГОЙЯ
(1746—1828)
Творчество выдающегося испанского мастера Ф. Гойи развивалось в сложных условиях, связанных с бурными событиями истории: Великой французской революцией, национально-освободительными войнами с Наполеоном, народными восстаниями. И художник выразил это в своем искусстве, создав произведения, проникнутые подлинно национальным духом. Развитие его творчества шло по пути наполнения художественных образов социальным пафосом, к правдивому отображению сцен народной жизни, к острой критике современного ему общества.
Уже ранние портреты, эскизы к шпалерам для королевской шпалерной мастерской показали великолепное живописное мастерство Гойи, его умение остро видеть действительность. Серия офортов «Капричос» (1797—1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. Это своеобразная энциклопедия жизни Испании на рубеже XVIII и XIX вв., где отразились пороки и страсти, богатство и нищета, произвол инквизиции и суеверия, праздность аристократии и страдания народа. Зритель прекрасно ощущает любовь художника к своей стране, его чувства, связанные с переживаниями за судьбу народа. Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности. Но все здесь свидетельствует об одном: Гойя ненавидел социальное зло, боролся с невежеством, ханжеством. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид). В парадном портрете королевской семьи художник не побоялся раскрыть духовное убожество правителей Испании. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.
Эмоциональный, драматический язык Гойи ощутим и в графической серии «Бедствия войны» (1810—1820), отразившей события периода героической борьбы народа с французскими интервентами и первой испанской революции. У художника появляется эпический размах, он углубляет свое мастерство обобщения. Выразителен каждый жест, движение, мимика. Тема серии — судьба народа, его борьба за свою жизнь, за справедливость. Гойя пишет картины «Восстание 2 мая 1808 года» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», посвященные тем же событиям.
Зло бичуя порок, несправедливость, Гойя умел видеть в действительности и красоту реальной жизни, что нашло отражение во многих портретах, в картинах «Маха одетая» и «Маха обнаженная», «Водоноска». С симпатией пишет Гойя своего учителя Ф. Байеу, французского посланника Ф. Гиймарде.
Трагические мотивы усиливаются в последние годы жизни художника, когда язык Гойи становится предельно сложным, зашифрованным (серия офортов «Диспаратес», т. е. «Бессмыслицы», росписи так называемого «Дома Глухого»). Поздние произведения показывают трагизм одиночества мастера.
В 1824 г. Гойя эмигрировал во Францию, жил в Бордо. Но в эти трудные годы тяжелой болезни, душевного смятения он создавал совершенные произведения: литографии со сценами боя быков, портреты, жанровые композиции.
Поэтичен образ молодой женщины в «Молочнице из Бордо» (1827—1828, Прадо, Мадрид). Он написан свободно, густыми, сильными мазками, весь пронизан светом.
Европейский романтизм вдохновлялся работами Гойи, и вскоре его имя стало известно далеко за пределами Испании. Многие художники XIX—XX вв. обращались к его наследию.