Наталья Кончаловская
НОТНАЯ АЗБУКА
Часть шестая. Белые и чёрные клавиши. Диез, бемоль, бекар
Мы играли только на белых клавишах. Пора нам заняться и чёрными. У них звук выше или ниже белой клавиши-соседки. Поэтому вводим в нашу азбуку еще два знака: диез — повышение и бемоль — понижение.
Повыше звук у черной справа, |
Возьмем, к примеру, ноту соль:
Вот соль-бемоль — соседка слева, |
Соседка справа — соль-диез |
Соль-диез звучит выше простого соль, а соль-бемоль — ниже, чем простое соль. Одна и та же чёрненькая клавиша для белой соседки слева будет диезом, а для белой соседки справа — бемолем. Но чёрных клавиш только пять.
У ноты до слева нет чёрной соседки, а у ноты си — справа. И между нотами ми и фа нет чёрной
клавиши. Таким образом, у ноты си диезом служит нота до, а у ми — нота фа, а бемолем у до служит нота си, а у фа — нота ми.
Посмотри на этот рисунок и проверь его на клавиатуре рояля.
А есть значок бекар у нас, |
Вот — ре-бемоль: |
Вот — ре-диез: |
А с бекаром просто — без! |
Нам нужно, чтобы на рояле |
Что скрыто в маленьком значке |
Чтоб знаки мы заране знали, |
На пятой нота фа, мы знаем. |
Фортепиано. Этим словом в музыкальной литературе заменяется слово рояль или пианино. Фортепиано — слово итальянское. Если его разделить на два слова, получится: форте, что означает «громко», и пиано, что означает «тихо». В музыкальной грамоте два этих слова означают силу звука (громкость).
Две латинских буквы тут, |
Эф — где громче, |
Пэ — где тише. |
|
Там, где стрелка вот такая, Ты играешь затихая. |
Повернулась стрелка вдруг — Надо здесь усилить звук. |
|
Перейти к следующему уроку: Гаммы.