Наталья Кончаловская
НОТНАЯ АЗБУКА
Часть пятая. Играем двумя руками
До сих пор мы играли только одной рукой (правой или левой) и часто только одним пальцем. Но на рояле играют двумя руками и всеми десятью пальцами.
Чтоб играли две руки, В верхней — правая хозяйка, |
В нижней — левая рука. Сядь к роялю, поиграй-ка, |
А какими пальцами играть — укажут цифры.
Если стоит цифра 1 — играй большим пальцем, 2 — указательным, 3 — средним, 4 — безымянным, 5 — мизинцем.
Старайся не путать пальцев во время игры, будь внимательным.
Если ноты в два ряда, |
Вот еще одна задача, |
Тут уже есть и паузы, и дужки-лиги, и точки-прискочки.
Эту пьесу разбери, |
И считай, считай, считай! |
До сих пор мы играли только на средних клавишах рояля. Под нотным станом мы прибавляем одну добавочную линейку для ноты до, две — для ноты ля и три — для ноты фа.
А дальше как быть? Еще линейки прибавлять? Проще дать отдельный нотный стан для левой руки.
Ключ теперь нам нужен новый, |
Справа есть у нас ключ соль — |
Теперь мы начнем играть по нотам с двумя разными ключами — скрипичным и басовым.
Вот пример на два ключа. |
Когда композитор пишет музыку, он всегда старается передать в ней то, что он слышал и видел. То, что он любит, что его радует или печалит.
Вот и пьеса, наконец, |
В этой пьесе композитор Е. Тетцель показывает музыкальными средствами, как работают в кузнице кузнецы.
Чтоб привыкнуть к нотам новым, |
Эта пьеса называется «Два старика», и написала ее тоже композитор Е. Тетцель. Здесь хорошо показан и ритмом, и звучанием басовых нот разговор двух стариков. Попробуй передать в исполнении то, что хотел сказать автор в своей пьесе.
Перейти к следующему уроку: Белые и чёрные клавиши. Диез, бемоль, бекар.