Энциклопедический словарь юного художника
К
КЕРАМИКА
От греческого слова «керамос» — «глина» произошло название предместья Афин, где жили гончары,— Керамик, а отсюда уже и «керамика»: изделия из обожженной глины. Возможно, что в очень далеком прошлом, когда в пещере погас костер и добывшие вновь огонь наши предки стали поджигать сухие травы и сучья на другом месте, они случайно заметили, что на бывшем кострище земля стала твердой, как камень, да и оставшиеся на обугленных корневищах комки земли тоже затвердели и превратились в камешки. Так еще в эпоху позднего палеолита человек открыл свойство глины твердеть в огне, превращаясь в камнеподобный материал. И когда человек начал лепить из глины и обжигать простейшие сосуды, он тем самым создал первый искусственный материал — керамику.
Из обожженной глины в течение тысячелетий делали сосуды для воды, вина и масла, таблички для письма, кирпичи для строительства, горшки и сковородки для приготовления пищи, статуэтки божеств, игрушки для детей, урны для хранения праха умерших и даже монеты и медали.
Сегодня слово «керамика» употребляется в двух значениях. В строгом смысле это изделия из любых глин и глиноподобных материалов, обожженные до полного спекания черепка (при температурах более 1000°) или обожженные до камнеподобной твердости, но сохраняющие, однако, пористость (при более низких температурах). В этом отношении различают керамику топкую (фарфор, фаянс) и грубую (кирпич, черепица, глиняные горшки, блоки и т. д.). По назначению керамику определяют как бытовую (посуда, художественные изделия), строительную (кирпич, клинкер, изразцы, облицовочные плиты и т. д.) и специального назначения (огнеупорную для плавильных печей, электротехническую, кислотоупорную и т. д.).
В более узком, но часто употребляемом смысле керамикой называют почти все изделия из простых цветных и более дешевых глин в отличие от фарфора и фаянса, получаемых из более тонких белых глин — каолинов (см. Гончарное искусство, Фарфор, фаянс художественный). Эта керамика обычно разделяется на два вида. Первый вид — майолика. Она имеет на лицевой поверхности поливу из стекловидных прозрачных (глазури) или непрозрачных (эмали) составов. Второй вид — так называемая терракота, т. е. «жженая земля», не имеющая поливы. К терракоте относится и керамика, расписанная красками, лаками и ангобами — красящими составами, основу которых составляют цветные глины — белые, голубые, красные и т. д.
Керамика — один из наиболее распространенных материалов декоративно-прикладного искусства. Из кусочков керамики можно также набирать мозаичные картины. Часто она используется для настенных панно и для наружной облицовки зданий. Особенно же распространена керамика в народном искусстве. В ряде стран существовали большие районы и целые города, где основной специальностью жителей было производство керамических изделий. Это, например, Делфт в Голландии, Дерута, Фаэнца, Кастель-Дуранте в Италии.
Во многих городах были пригороды, где жили керамисты, например Гончарная слобода в Москве.
В мировом искусстве кроме античной керамики особенно известна итальянская майолика эпохи Возрождения, изделия французского мастера Бернара Палисси (XVI в.) и англичанина Д. Уэджвуда (XVIII в.). В России XVIII в. выдающимися мастерами керамики были Афанасий Гребенщиков и его сын Иван.