Энциклопедический словарь юного художника
Г
ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО
Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков, оно было известно почти каждому народу, жившему когда-либо на земле. Первые глиняные миски, блюда, кувшины были грубы и примитивны. Постепенно их форма все более усложняется, становится изящной, и простое гончарное ремесло превращается в искусство.
Древнейшие способы изготовления сосудов — из одного комка глины, середина которого выдавливается, и из глиняной «колбаски», которую укладывают кругами. Так как сосуды эти выделывались вручную, они имели неправильную форму. С появлением гончарного круга, сначала ручного, затем ножного, мастер стал придавать глине желаемую форму.
Самый главный момент в процессе изготовления гончарного изделия — обжиг. Только огонь придает глине прочность, превращает ее в настоящую керамику. Раньше глиняную посуду обжигали в обычных кострах. Затем появились гончарные печи, которыми пользуются кое-где и поныне. В земле делали яму, куда помещали дрова, на них ставили различную глиняную посуду и все это обкладывали стенкой из необожженного глиняного кирпича.
Современная гончарная печь была изобретена в XIX в.
У древних славян, живших в Приднепровье, первые гончарные изделия появляются в I в. н. э. Это простейшие горшки, вылепленные руками. Техника их изготовления улучшилась с появлением гончарного круга. Большим разнообразием и изяществом форм отличались гончарные изделия Киевской Руси XI—XII вв. Различные миски, блюда, ковши, рукомои, светильники, кувшины, игрушки-свистульки украшали иногда надписями или покрывали зеленоватой стекловидной прозрачной поливой — глазурью. В XVI—XVII вв. русские мастера, проживавшие в гончарных слободах больших городов и посадов, прославились так называемыми мореными, или черными, гончарными изделиями. Обжигали их на коптящем пламени, отчего они и делались черными. Перед обжигом их полировали (лощили) камнем, зубом, и поверхность сосудов приобретала сильный блеск. Особой изысканностью формы отличались чернолощеные кумганы — высокие кувшины с длинным тонким изогнутым носиком. Забавны рукомои в виде фигуры барана с кольцом на спине, вода выливалась из них через рот, а наливалась через отверстие на спине. Изготовляли в это же время муравленую посуду, то есть посуду, покрытую слоем прозрачной глазури, муравы, коричневого, желтого или зеленого цвета. До наших дней сохранились муравленые чернильницы и фляги. Почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством, делали глиняные игрушки (см. Игрушка народная) Во второй половине XIX в. гончары города Скопина Рязанской губернии начали делать знаменитые большие фигурные сосуды, покрытые зеленой, желтой и коричневой глазурью. Изображения сказочных и реальных зверей и птиц украшают эту необычную керамику.
После Великой Октябрьской социалистической революции возродились многие старинные промыслы (см. Народные художественные промыслы). Мастерицы-игрушечницы радуют нас своей неистощимой фантазией. Большой известностью в нашей стране и за рубежом пользуется дымковская игрушка из города Кирова. Не менее известна игрушка из села Филимонова Тульской области. По-прежнему скопинские мастера удивляют нас своими фантастическими скульптурными сосудами.
В Узбекистане мастера-керамисты славятся традиционными блюдами — «ляганами», чашами — «косами», пиалами. В Карпатах живут известные гуцульские гончары. На их зелено-желтых кувшинах, мисках, кружках нарисованы всадники, охотники, музыканты, коляски с пассажирами, цветы, деревья.
Традиции древнего гончарного искусства бережно сохраняются в нашей многонациональной стране.