Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

Ф

ФАРФОР, ФАЯНС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Культура керамики стояла в Китае очень высоко еще на заре нашей эры. Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV—V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны — бледно-зеленые, слегка просвечивающие чаши и пиалы. К VI в. в Китае появились уже фарфоровые изделия в современном понимании — твердая полупрозрачная посуда со спекшимся черепком, получаемая в результате обжига особой массы, состоящей из каолина (тонко размолотой белой глины), полевого шпата и кварца.

В Европе секрет выделки фарфора долгое время бы неизвестен. Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод. Секрет изготовления фарфора после долголетних, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер, работавший под руководством известного математика Вальтера фон Чирнхауза. Бётгер совершенно случайно наткнулся на каолин, так называемую «шноровскую землю», которой в Саксонии пудрили парики. И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства. Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730—1760-х гг. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью. Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.

Фактически случайно набрел на нужные глины и купец Афанасий Гребенщиков, первооткрыватель русского фаянса. Его сын Иван был своего рода учеником-самородком, обладавшим исключительным природным чутьем в области керамического производства. Но когда Гребенщиковы получили первые удовлетворительные образцы фарфора, их фабрика в Москве внезапно сгорела. В это же время — в 40-х гг. XVIII в. над открытием секрета фарфора работал ученый-химик, друг М. В. Ломоносова Дмитрий Виноградов. Наблюдал за этой работой по поручению императрицы Елизаветы один из ее ближайших советников — барон И. Черкасов. Виноградов работал как истинный ученый, настойчиво, целеустремленно, ставя опыт за опытом, и наконец нашел требуемые составы, температуру (около 1300°), выяснил режим обжига и медленного остывания горнов, после чего из каолина, кварцевого песка и шпата получались изделия с тонким, белым, полупрозрачным, насквозь спекшимся звонким черепком — фарфор.

В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод —«Невская порцелиновая мануфактура», здесь Виноградов в 1747 г. получил первые удовлетворительные образцы фарфора. Но открытие «порцелинового секрета» не принесло ему ни славы, ни чинов, ни денег. Черкасов хотел, чтобы налаживание фарфорового производства в России считалось только его заслугой. Виноградова отставили от любимого дела, подвергали арестам, унижениям и оскорблениям. Один из лучших его живописцев по фарфору — Иван Черный работал в сыром подвале, закованный в цепи. Виноградов умер в 1758 г., и никто не знает, где его могила. Трагическая судьба была и у Бётгера — он сошел с ума и умер в тюрьме. Везде первые шаги фарфорового производства были связаны с людскими трагедиями.

Зато, когда эти шаги были сделаны, производство фарфора стало быстро развиваться. В России вслед за Императорским заводом (так стала называться Невская мануфактура с 1765 г.) возникли фарфоровые фабрики Ф. Гарднера, А. Попова, С. Батенина, Н. Юсупова, М. Корнилова и многих других. Всего в каталогах приводится до 700 марок русского фарфора, но многие из заводов действовали очень недолго, не выдерживая конкуренции. К концу XIX в. большинство заводов перешло во владение к крупному капиталисту-промышленнику М. С. Кузнецову, создавшему своего рода «фарфоровую империю». Кузнецов делал посуду на самые разнообразные вкусы и поставлял ее всюду, от царского двора до ямских придорожных трактиров. Для подготовки художников по фарфору он учредил специальные стипендии в Строгановском художественном училище.

В настоящее время фарфоровая посуда давно перестала быть роскошью, превратившись в обыденные бытовые изделия. Но вместе с тем фарфор остался высоким искусством. Многие художники по фарфору удостоены почетных званий, награждены орденами, являются лауреатами Государственной премии, а двое из них — В. Городецкий и П. Леонов были избраны членами-корреспондентами Академии художеств СССР.

Фаянс производят из тех же белых глин — каолинов, что и фарфор, но обжигают при более низкой температуре (около 1000°). Поэтому фаянсовый черепок не спекшийся, а мелкозернистый, легче бьющийся. Он непрозрачен и не может быть таким тонким, как фарфор.

Если роспись по фарфору обычно бывает тонкой, четкой, напоминающей графику, то роспись фаянса выполняется крупными, кистевыми мазками.

В XV—XVI вв. фаянс мало отличался от майолики — керамических изделий, политых глазурью или эмалью. Он выделывался из более светлых серо-белых глин, покрывался белой эмалью, обжигался при сравнительно низкой температуре и расписывался яркими, чистыми красками. Производство фаянсовых тарелок было особенно развито в небольших итальянских городах Урбино, Деруте, Кастель-Дуранте, Фаэнце. Имя последнего города и дало собирательное название всей этой продукции — фаянс.

В Эрмитаже есть довольно большая коллекция старых итальянских фаянсов. На большинстве тарелок изображены молодые женщины, причем часто с маленькой собачкой. В то время существовал обычай: жених дарил невесте тарелку с ее портретом и каким-либо изображением, символизирующим те добродетели, которые он хотел бы видеть в своей будущей супруге. Так вот, собачка олицетворяла собой верность. Некоторые фаянсовые тарелки украшены копиями с картин или портретов великих итальянских художников, в частности Рафаэля.

В России основной центр производства художественного фаянса — Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина в Тверской области. Здесь вырабатывают посуду, скульптуру малых форм по моделям художников.


Словарь юного художника