Умственное развитие ребенка
Дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так, — взрослые либо желают вести ребенка на помочах, постоянно ему все «разжевывая», либо не позволяют ему вовсе рассуждать и твердят только о послушании, или же они без толку восхищаются сомнительными проявлениями его самодеятельности и стараются отличиями и поощрениями побудить его к продолжению.
Если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности, между тем как самостоятельным наблюдением над явлениями он приучался бы к восприятию всех отдельных моментов, из которых они состоят, и составлял бы себе ясное представление о получаемых впечатлениях, приучался бы разъединять, по возможности, получаемое впечатление по времени; он усваивал бы себе все акты в той последовательности, которая необходима для выяснения значения данного явления, привыкал бы логически мыслить.
То же самое относится и к играм, и физическим занятиям детей — они охотно сами строят и еще охотнее разрушают, чтобы понять, как построена попавшая им в руки вещь. Обычно им дают уже готовые замысловатые игрушки, снабженные механизмом и производящие различные движения, звуки и т. п., или предлагают приспособленные части и требуют, чтобы они составили из них определенные фигуры или постройки. Дети, понятно, сейчас же разрушают данные им вещи и стремятся отыскать причины замечаемых ими движений или звуков, а постройку или фигуру сделают только тогда, когда они уже подготовлены к этому на более простых формах, иначе требование окажется невыполнимым, оно только утомит их, и они затем лишь будут уклоняться от таких занятий. Вообще ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и объяснил себе какое-либо явление и если его рассуждение оказывается действительно верным. Точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал и достиг без указания других сам. Все это понятно — он разрешил то, что мог или сделал то, что было ему по силам, следовательно трата, связанная с этой работой, соответствует накопившемуся материалу, поэтому работа должна доставить ему удовольствие. Требования же взрослых, напротив, могут часто превышать уровень его уменья и подготовки и вызывать трату, не соответствующую накопленному материалу. Ясно, что для ребенка это будет сопровождаться страданием, отталкивающим его от такой работы.
Достигнутый результат уже сам по себе возбуждает ребенка к продолжению работы и к поиску новой, более сложной, и нет никакой нужды еще усиливать эти естественные стимулы похвалой, отличием или какою-либо наградой, это может только повредить ребенку.
Чем мягче и осторожнее обращаются с ребенком, чем большей разумной добротой и любовью он окружен, тем более мягким и любящим человеком он становится, тем с большею впечатлительностью он относится ко всему окружающему и тем более он приучается руководствоваться правдой во всех своих помышлениях и действиях. Нравственные качества ребенка составляют действительное наследие среды, в которой он провел первые годы своей жизни, это наследие окружающих прививается по мере развития сознания ребенка, как и его речь, способ выражения, привычки, обычаи и т. д. Злым ребенок будет только тогда, когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдой. Лень появляется, когда его насильственно заставляют производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу, сильно угнетающую его однообразными, утомительными действиями.
Насколько ребенок должен свободно расти без всяких препятствий, налагаемых на него с момента рождения на свет, засыпать и спать без всякого прибавочного раздражения и постоянной соски во рту, настолько же он должен быть всегда занят, когда бодрствует, и ему должно быть предоставлено самому отыскивать себе занятия и рассуждать как над своим делом, так и над всеми встречающимися ему явлениями. Необходимо, конечно, чтобы вокруг себя он видел разумно-деятельную жизнь. Единственными моментами, возбуждающими его к деятельности, должны быть удовольствие, ощущаемое им при занятиях, интерес к делу и стремление усвоить знание и понимание наблюдаемых им явлений.
Всякая работа, соответствующая силам и пониманию или степени развития ребенка, непременно доставит ему удовольствие, которое еще увеличивается, если он начинает работу по собственному побуждению и достигает желанного результата. Удовольствие, испытываемое им при этом, так велико, что оно побуждает его к дальнейшей деятельности и является нормальным моментом возбуждения, к которому не следует поэтому прибавлять никаких новых раздражителей в виде похвалы, отличия или награды. Известно, что ребенок при ознакомлении с окружающим его миром и при поиске себе занятий постоянно повторяет или имитирует взрослых, и чем больше он к ним привязан, и чем лучше они к нему относятся, тем более он следует их обычаям, привычкам и деятельности. При этом из подражания ребенок легко может взяться за непосильное дело, которое непременно должно неблагоприятно отозваться на его здоровье и причинить ему страдание. Наблюдения, однако же, показывают, что, чем больше ребенок привык останавливаться и рассуждать над встречающимися явлениями, тем меньше он имитирует, и наоборот. Следовательно, привычка рассуждать является опять же лучшим уравнителем его деятельности и вернее всего содействует появлению самостоятельности в его действиях. Обсуждение как активная умственная деятельность способствует, кроме того, более гармоническому развитию ребенка, так как умственная деятельность всегда будет вызывать проверку обсуждаемого и находиться в связи с физической его деятельностью. Кроме того, ребенок, привыкший рассуждать над своими действиями и очень чутко относящийся к любому получаемому им впечатлению, всегда примет во внимание всякое обращенное к нему слово и объяснение, так что взрослому стоит только выяснить несоответствие между его силами и предпринимаемой им работой, и он изменит свое намерение и выберет себе более подходящее своим силам занятие. Необходимо только не ограничиваться запретами, а объяснять все, требуемое от ребенка.
Все нужное для ребенка, что может быть исполнено им самим и исполнение чего соответствует его умению, должно быть предоставлено его самодеятельности; такая мелкая работа, по возможности точно исполненная, доставляет удовольствие, лучше всего подготавливает к более сложной деятельности и придает уверенность в своих силах. Чем чаще ребенок делает все необходимое сам, тем внимательнее он будет относиться к своим занятиям и точнее их исполнять. При всем этом он должен действовать, по возможности, не по частным указаниям для каждого отдельного случая, а по собственной инициативе или только по кратко и просто объясненным ему общим положениям. Не следует показывать ребенку приемы какой-либо работы, он должен все делать по объяснению. В последнем случае необходимо только начинать свои объяснения с приема, ему уже известного, а затем с последним логически связать неизвестное. Показанный прием перенимается ребенком и может быть повторен им совершенно механически, он мало сосредоточивает на нем внимание и поэтому недостаточно сознательно его воспринимает. Сначала ребенок должен представить себе все по полученным звуковым впечатлениям, а затем уже действовать соответственно этому сознательному умственному акту, видоизменяя при этом знакомый ему прием, соответственно с полученными им новыми представлениями. При этом деятельность его гораздо более разъединяется по времени, на ней сосредоточивается большое внимание, и происходит более сознательное направление его действий. Это будут самые главные условия для того, чтобы лучше управлять своими ощущениями и чувствами и чтобы приучиться к волевым проявлениям.
Обыкновенно взрослые слишком опасаются всяких препятствий, которые ребенок может встретить при своей деятельности, и поэтому стараются устранить их и облегчить ему работу. Этим, напротив, совершенно уничтожается то, чего желали достигнуть данной работой — умение преодолевать препятствия.
В начальном воспитании наглядно можно видеть значение образования матери. Есть мнение, что уровень развития общества находится в прямой пропорциональности с уровнем развития женщины. Чем выше образование женщины, тем лучше семейное воспитание ребенка. Разумность и высокое образование женщины будут влиять на развитие и формирование нравственного характера ребенка. Только такая женщина, никогда не допуская произвола, лжи или оскорбления ребенка, будет в состоянии содействовать его умственному развитию и установлению его нравственного характера. Такая мать вовремя сказанным словом и разъяснением сумеет поддержать активную деятельность ребенка, а также будет содействовать усвоению им понятия о правде. Она не станет поддерживать его чувственных проявлений, а будет непременно содействовать развитию его сознательной деятельности.
Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта, плохая осанка при ходьбе — результат недостаточной физической тренировки в младенчестве. Дети начинают ходить самое раннее в восемь месяцев. Если их не тренировать на основные движения в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их правильно и не приобретут другие навыки, основу которых составляют эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет туже самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка. Нужно максимум внимания уделить физическому воспитанию ребенка, так как, во-первых, основные двигательные навыки надо тренировать еще в младенчестве, и во-вторых, правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам Конечно, ребенок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нем. Но если вы больше ничего не даете ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения — один из главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень смышленым. Вероятно, это оттого, что более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта.
Полезная информация для родителей