Игра - это серьезно!
От игры - к работе
Игра имеет большое значение в жизни ребенка - то же, что для взрослого его работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребенок, в основном, играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребенку поручают все более сложную работу: сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и имеющую значение для всей семьи.
В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьезной ответственностью и с более определенными и ясными представлениями о будущей жизни ребенка. Но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такое происходит, это значит, что воспитание ребенка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, насколько большое значение имеет руководство игрой ребенка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это люди, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, забывают о работе ради хорошей, веселой компании, позирующие, важничающие, фиглярничающие, лгущие без всякой цели. Они принесли из детства в серьезную жизнь игровые установки, которые не были правильно преобразованы в рабочие, а это значит, что они плохо воспитаны и это воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.
Все сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребенка от игры. Воспитание должно заключаться не в устранении игры, а в такой ее организации, когда игра остается игрой, но в ней воспитываются качества будущего работника и гражданина.
Для того чтобы руководить игрой ребенка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не разберутся в нем как следует, они не смогут руководить ребенком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребенка, чем воспитывать.
Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как принято считать. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу.
В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребенку заводную мышку, целый день будете заводить ее и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться,— в этой игре не будет ничего хорошего. Ребенок в этой игре остается пассивным, все его участие заключается лишь в просмотре. Если ребенок будет заниматься только такими играми, из него вырастет пассивный человек, лишенный почина и не привыкший творить в работе новое, преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.
Игра доставляет ребенку радость. Это или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.
Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в ней есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно, в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной.
Чем же все-таки отличается игра от работы? Это отличие заключается только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
Родители должны следить, чтобы игра не стала единственным стремлением ребенка. Чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей, чтобы в ней воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.
Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребенка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой, выбором игры, помощью ребенку в игре.
Основные ошибки родителей в отношении к детским играм
Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой:
- Родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и организуют игру.
- Родители слишком много внимания уделяют игре, все время в нее вмешиваются, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться и подражать; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и испытывает затруднения в своей работе, отец или мать присаживаются рядом с ним и говорят: «Ты не так делаешь, смотри, как надо». Если ребенок вырезает что-нибудь из бумаги, родители отбирают у него ножницы и говорят: «Давай, я вырежу. Видишь, как хорошо вышло?» Ребенок видит, что вышло действительно лучше. Он протягивает родителям второй листок бумаги и просит еще что-нибудь вырезать. В результате дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.
- Родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки и гордятся этим. Детский уголок в таких семьях похож на игрушечный магазин. Обычно такие родители очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребенка. Их дети становятся коллекционерами игрушек, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают их и требуют новых. Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и осторожного отношения к игре детей.
Читать далее: 3 стадии детских игр.
Полезная информация для родителей