Все для детей
Вы находитесь здесь: ГлавнаяМузыкаВеликие композиторы

Рассказы о великих композиторах

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

(1844-1908)

Н. А. Римский-Корсаков
Николай Андрееевич Римский-Корсаков

Декабрь 1905 года. Весь год, начиная с 9 января — с «кровавого воскресенья», — бурлила Россия революционными стачками, забастовками, демонстрациями. Петербургская консерватория разделилась на два лагеря. Большая часть студентов и меньшая часть профессоров стояла на стороне революции. В зтом лагере был и замечательный русский композитор, гордость России Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он сказал о себе, что в эти дни стал «ярко-красным». Когда дирекция консерватории предложила профессорам составить списки студентов — «зачинщиков» забастовок, Римский-Корсаков потребовал отставки директора. В ответ на это великого композитора уволили из консерватории. А вслед за ним ушли и возмущенные произволом начальства другие передовые профессора. Первыми среди них были известные композиторы Глазунов и Лядов.

Через несколько дней после этих событий состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Призрачная, гнетущая музыка вступления и ария Кащея вводит слушателя в мрачное Кащеево царство. Страшно и одиноко прекрасной царевне Красе Ненаглядной рядом с жестоким Кащеем. Тепла, трогательна и человечна ее песня-жалоба «Дни без просвета, бессонная ночь». Тоскуя, ждет она своего жениха Королевича — он должен освободить ее из Кащеева плена. Кащей шлет навстречу Королевичу свирепую метель, невидимые голоса предсказывают смерть витязю. Но Королевич бесстрашно идет на поиски невесты. Злая дочь Кащея подстерегает храбреца. Она должна завлечь его в свой терем и погубить. Но Королевич так смел и прекрасен, что в холодном сердце Кащеевны мелькнуло вдруг чувство жалости и любви к нему. Буря помогает Королевичу бежать от Кащеевны и найти царевну. Кащеевна страдает, впервые из глаз ее льются слезы, а с ними приходит и смерть к Кащею. Он спрятал свою смерть в слезы дочери, никогда не знавшей жалости. Любовь сломила злую Кащеевну и победила Кащея.

Буря-Богатырь весело распахивает ворота мертвого Кащеева царства. «Конец злому царству», — поет невидимый хор «На волю, на волю, вам буря ворота открыла», — приветствует пленников Буря-Богатырь.

В зале поняли истинный смысл оперы-сказки. В опере свергнуто было Кащеево царство, в зале находились люди, верившие в свержение царизма. В зале были люди, давно покоренные музыкой Римского-Корсакова, знавшие его передовые взгляды, его верность идеям революционных демократов Белинского, Добролюбова, Чернышевского. В зале были люди, возмущенные увольнением Римского-Корсакова из консерватории. Спектакль превратился в общественную манифестацию. В театр была вызвана полиция. На сочинения Римского-Корсакова власти наложили запрет, а за композитором установили полицейский надзор. Но революция продолжалась, и властям скоро пришлось отменить свои действия, вызвавшие волну протеста среди передовой интеллигенции.

Последняя опера Римского-Корсакова, написанная в 1906 году, была тоже направлена против самодержавия. Это опера-сатира «Золотой Петушок». Опера яркая, красочная, оригинальная. Принимаясь за нее, композитор писал одному из друзей: «Додона надеюсь осрамить окончательно».

И он уничтожил царя Додона и его окружение беспощадной сатирой. Глупый и жестокий самодур Додон в музыке Римского-Корсакова еще глупее и смешнее, чем в сказке Пушкина. Откровенная издевка над царем звучит в любовной песенке старого Додона, положенной на мотив «Чижика».

Композитору не пришлось увидеть на сцене последнюю свою оперу — цензура была против ее постановки.

Не успел Римский-Корсаков осуществить много лет занимавший его замысел оперы-песни «Стенька Разин». Остались планы, наброски. «Не надо увлекаться намеками на современное положение вещей; и без того соприкосновение с ним будет ясно для всякого», — писал композитор.

Римский-Корсаков написал пятнадцать опер, около восьмидесяти романсов, симфонию, симфонические сюиты «Шехеразада» и «Анчар», симфоническую картину «Садко». Он исправлял, оркестровал и даже записывал многие произведения своих гениальных друзей Бородина и Мусоргского, готовил к изданию партитуры опер Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

Римский-Корсаков написал учебники, по которым до сих пор учатся композиторы своему трудному искусству.

Римский-Корсаков стал ближайшим помощником Балакирева в период расцвета деятельности «Могучей кучки», Бесплатной музыкальной школы и Русского музыкального общества.

Он был талантливым педагогом и любимцем студентов Петербургской консерватории. Никогда не подавлял начинающих композиторов своими требованиями и взглядами. Он был «другом, отцом и слугой» своих учеников. И не удивительно, что многие из его учеников стали выдающимися композиторами: Асафьев, Аренский, Глазунов, Гнесин, Гречанинов, Лысенко, Лядов, Ипполитов-Иванов, Мясковский, Прокофьев, Стравинский, Спендиаров.

Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями. Он выбрал из всех повестей «Майскую ночь» и «Ночь перед рождеством» и написал по ним оперы. Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в героико-патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане».


3-я песня Леля
из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка"

Поет Ирина Архипова

Композитор-сказочник (не правда ли?) переплетается в нашем сознании с другим сказочником, «царем Берендеем живописи» художником Васнецовым Виктором Михайловичем.


Полет шмеля
из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"

Великие композиторы

Печатается по материалам книги Н. Колосовой "Здравствуй, музыка!" (Москва, "Молодая гвардия", 1964)

 

Ваши комментарии:

даша
2016-12-27 12:27:29
круто! Я люблю полет шмеля!
Жумангулова Юлия
2015-03-14 14:49:14
Неплоха-неплох хотя даже очень хорошо мне нравится полёт шмеля!!!!!!!!!
Григорий(ветер сайта)
2014-10-16 22:11:03
Когда в первый раз слушал полёт шмеля, да ещё и с на полную громкость включенными колонками, чуть со стула не упал)))
Админ
2013-04-13 10:42:19
Вы правы, Михаил. Спасибо, ошибка исправлена.
Михаил
2013-04-09 14:57:26
Дата смерти указана 1903 год. Как же он мог протестовать против царизма в 1905 году? Он же мёртвый уже был к тому времени два года?
щаа
2012-11-25 08:38:19
обожаю полёт шмеля
МИРА
2011-11-08 07:26:32
КОРСАКОВА ВСЕ ЛЮБЯТ
Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.