Энциклопедический словарь юного художника
С
СКУЛЬПТУРА
Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять, и при этом он воспроизводит отпечатки его пальцев и сохраняет их, высыхая; что этому комку можно придать различную форму. Так было положено начало искусству лепки.
Первые костяные и каменные головки и статуэтки относятся к верхнему палеолиту (около 33 тысячелетия до н. э.). А ведь резным изображениям, требовавшим уже достаточно сложной техники и орудий труда, вероятно, предшествовали не дошедшие до нас лепные. И неизвестно также, что появилось раньше — рисунки на стенах пещер, положившие начало живописи, или же объемные лепные и резные фигурки — первые скульптурные произведения.
Много позднее римляне ввели в оборот слово «скульптура», что значит «вырезать», «высекать». Древние славяне назвали это искусство ваянием. Но термин «скульптура» обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объемно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.
Так же, как и живопись, скульптура может быть станковой (статуи, портреты, жанровые сцены), то есть имеющей самостоятельное художественное значение, и монументальной (памятники, декоративная скульптура в садах и парках, рельефы на зданиях, мемориальные ансамбли), физически или пространственно связанной с архитектурой или с определенным природным окружением и поэтому статично закрепленной (на пьедестале или каким-либо другим образом).
По жанрам скульптура разделяется на портретную, жанровую (бытовую — воспроизведение различных бытовых сцен), анималистическую (изображение животных), историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены).
По форме изображения различают скульптуру круглую, т. е. трехмерную, допускающую обход и восприятие со всех сторон, измерение по высоте, ширине и толщине, и рельеф — скульптуру на плоскости, выполненную с применением перспективных сокращений и рассматриваемую обычно лишь спереди. Рельеф бывает выступающим, и тогда он различается на низкий (барельеф), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т. д., и высокий (горельеф), используемый, в основном, в станковой и монументальной скульптуре. В горельефе некоторые части могут быть совсем отделены от плоскости и представлять собой трехмерные объемы. Врезанный же или вдавленный рельеф, применяемый большей частью на печатях и различных формах (матрицах) для оттискивания барельефных изображений, называется контррельефом.
Многие из этих видов скульптуры были уже известны древним египтянам, художникам Месопотамии и окончательно закрепились в античном искусстве, мастера которого оставили нам классические образцы искусства ваяния (см. Античное искусство).
Важнейшим достижением классической античной скульптуры была разработка проблемы передачи движения. Обычно изображался момент кульминации, когда одно движение как бы закончено и начинается другое — как в статуе Дискобола (скульптор Мирон, V в. до н. э.), который отвел правую руку с диском назад и вверх до крайнего положения и как бы винтообразно, пружинно закрутил свое тело. Теперь он словно освободит эту заведенную пружину, стремительно развернется в обратном направлении и выбросит руку с диском вперед. Мы угадываем и представляем себе предшествующее и последующее движение. В статуе Дорифора (скульптор Поликлет, V в. до н. э.), изображающей идущего воина, передано спокойное и как бы безостановочно продолжающееся движение вперед, и мы легко представляем себе, каково было положение тела воина до изображенного скульптором его очередного шага и каково оно будет в следующий момент. Таким образом, разработав методы передачи движения в статичных статуях, античные ваятели вместе с тем ввели в скульптуру и представление о времени, то есть о том, что было до запечатленного в мраморе или бронзе момента и что будет после.
В средние века скульптура имела почти исключительно религиозный характер. Изображались святые, мученики, церковные деятели. Искусство, воспроизводя сцены священной истории и ее персонажей, было тогда своеобразной «библией для неграмотных». Но достижением средневековой скульптуры была передача духовного начала, внутреннего состояния человека.
Вновь интерес к реальным людям, к человеку как прекраснейшему созданию природы, к античному идеалу человеческой красоты пробудился в эпоху Возрождения и отразился в работах Донателло, Верроккьо и особенно великого Микеланджело Буонарроти. Античность вдохновляла и скульпторов-классицистов XVIII—XIX вв.— итальянца А. Канову, датчанина Б. Торвальдсена и других. Пластические качества скульптуры, красота движений, плавность, гармония частей и целого стали для этой скульптуры основным критерием художественного качества.
Своего рода поворот в искусстве скульптуры связан с импрессионизмом и особенно с работами французского скульптора О. Родена, который стремился в своих творениях выразить душевное состояние модели, передать богатство эмоций, переживаний, запечатлеть оттенки настроений, часто даже мимолетных. В этих целях кроме собственно пластики движении он активно использовал свето-теневую игру поверхности скульптуры, глубокие запады складок одежды, резко очерченные силуэты отдельных выразительных деталей и т. д.
Наиболее значительным разделом мирового искусства ваяния является монументальная скульптура (см. Монументальное искусство).
В прошлом монументальная скульптура, в частности памятники как одна из основных ее форм, воспроизводила в основном образы царей, завоевателей, владык мира или же легендарных мифических и библейских героев. Первый памятник человеку, прославившемуся своей духовной, интеллектуальной деятельностью,— Эразму Роттердамскому был создан в 1618—1621 гг. (скульптор Хендрик де Кейсер). В последующие века в разных странах сооружают все больше памятников поэтам, писателям, композиторам, ученым. Ведь эти люди — духовное и нравственное богатство нации, выразители того лучшего, что внес данный народ в сокровищницу мировой культуры и науки.
Но монументальная скульптура отражала серьезные, большие идеи не только в форме памятников. К монументальной скульптуре относятся также рельефы, расположенные как на стенах зданий, так и отдельно в виде стел. Важный раздел монументальной скульптуры — пластическое украшение зданий, как чисто декоративное, в виде поддерживающих балконы и эркеры фигур атлантов и кариатид или завершающих здание скульптурных групп, так и содержательное, отражающее сюжеты общественной жизни. Одна из распространенных форм монументальной скульптуры — статуя, возможности которой в отражении значимых событий социальной жизни наиболее велики. Она может быть художественным символом целой страны, исторической эпохи. К таким произведениям относится скульптурная группа «Рабочий и колхозница». (скульптор В. И. Мухина), которая венчала павильон СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г.
Провести четкую грань между декоративной и монументальной скульптурой не всегда бывает просто. Например, очень часто скульптура служит украшением фонтанов. И многим, наверное, знаком фонтан «Самсон» в Петродворце под Ленинградом — могучий герой разрывает пасть льва и оттуда бьет сильная и высокая струя воды. Сейчас мы воспринимаем это как необычное, красивое и оригинальное решение фонтана. Но ведь скульптор М. И. Козловский вложил в этот образ библейского силача большое и важное содержание — под Самсоном подразумевался Петр I, победивший шведов во время Полтавской битвы: в гербе Швеции было изображение геральдического льва, а сама битва произошла в день святого Самсона 27 июня 1709 г.
Если в архитектуре или садово-парковом искусстве скульптура все же большей частью играет декоративную роль, то в мемориальных ансамблях она, соседствуя с архитектурой, выражает серьезные, общественно значимые идеи и обычно главенствует именно как произведение монументального искусства. В этом случае наиболее часто используются не отдельные фигуры, а группы, выражающие то или иное действие и состояние. Но являясь произведениями монументального искусства, групповые композиции нередко имеют здесь более свободный жанровый характер. Вспомним, например, группы в мемориале, посвященном обороне и подвигу Ленинграда в годы блокады (скульптор М. К. Аникушин).
Поэтому и границу между монументальными и станковыми скульптурами, для которых как раз характерны жанровые композиции, тоже бывает провести нелегко и ориентироваться надо не на внешние формы, степень обобщенности, размер и приемы лепки, а прежде всего на содержание, на те идеи, которые несет произведение. Монументальная скульптура, как правило, связана с большими, масштабными идеями и имеет качество общезначимости. Она увековечивает события исторической важности, связанные с судьбой целой страны, народа, а иногда и всего человечества, его культурой, с его жертвами и достижениями. Она обращена ко всем людям и выражает прогрессивные идеалы и высокие морально-нравственные принципы.
Скульптура Древней Руси представлена относящимися к еще доскифским временам «каменными бабами», деревянными идолами, позднее — рельефными украшениями стен и порталов каменных соборов, деревянными расписными изваяниями на религиозные темы, керамическими рельефами (см. Древнерусское искусство). Как особый вид светского искусства скульптура развивается в России начиная с XVIII в.
Выдающимися мастерами русской реалистической скульптуры, портретной, станковой и монументальной, были Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому), М. М. Антокольский, А. М. Опекушин и другие. Лучшие традиции русской скульптуры, обогащенные мировыми завоеваниями искусства пластики, развили дальше советские мастера А. Т. Матвеев, А. С. Голубкина, С. Т. Конёнков, И. Д. Шадр, Н. А. Андреев, Н. В. Томский, В. И. Мухина.
Наибольшее развитие в советском искусстве получила монументальная скульптура. Особенное развитие монументальная пропаганда получила в 1920-х и в 1960-х — начале 1980-х гг., когда в нашей стране было создано около 200 памятников героям Великой Отечественной войны, борцам революции, поэтам, ученым, композиторам. В это же время получило наибольшее развитие синтетическое искусство мемориальных ансамблей, где монументальная скульптура выступает в органическом синтезе с архитектурой, природными формами, а иногда и живописью. Наиболее известны такие ансамбли, как Мамаев курган в Волгограде (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), Саласпилс под Ригой (скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, архитекторы Г. Асарис, О. Н. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис), Хатынь под Минском (скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкевич, Л. М. Левин), монумент «Героическим защитникам Ленинграда» (скульптор М. К. Аникушин, архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский), авторы которых были удостоены Ленинской премии (М. К. Аникушину Ленинская премия присуждена в 1958 г. за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде).
В скульптуре позднего советского периода произошло дальнейшее расширение диапазона содержания и обогащение формы. Дело в том, что основным героем советской скульптуры по-прежнему являлся работающий, активно преобразующий действительность человек. И чтобы полнее и нагляднее передать особенности этого героя, необходимо было изобразить и среду, в которой он живет и работает. В скульптуру начали активно вводить предметный мир — изображения панелей, труб, деталей машин, предметов обстановки, инструментов и т. д. Это сделало скульптуру более пространственной и вместе с тем более жизненной. Подобное направление разрабатывались скульпторами среднего и более молодого поколения — О. Комовым, Ю. Черновым, О. Кирюхиным, Т. Садыковым, Ю. Александровым, М. Переяславцем, А. Рукавишниковым и другими.
Скульптура малых форм. С древнейших времен люди лепили из глины, высекали из камня, резали из дерева и кости маленькие фигурки. И в некоторых местах эти малые скульптурки породили целые художественные направления, создали особый стиль в искусстве, которым мы восхищаемся до сих пор. Таковы, например, древнегреческие танагрские (от названия города) глиняные статуэтки IV—III вв. до н. э.
Скульптуру малых форм зачастую трудно бывает отделить от обыкновенных игрушек. Для забавы детей также создавали небольшие человеческие фигурки, изображения зверей, птиц, фантастических животных. Через игрушку в скульптуру малых форм проникал предметный мир — скамейки, повозки, сани, лодки, инструменты и т. д. (см. Игрушка народная).
От игрушки скульптура малых форм, особенно выполненная из фарфора и фаянса, заимствовала и еще одну важную особенность — цвет. Современная станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала — камня, бронзы, дерева. Небольшие же статуэтки, как правило, расписываются: цвет активно используется для повышения художественной выразительности.
По содержанию скульптура малых форм исключительно разнообразна. Ей доступны и мир высоких чувств, и мягкий юмор, гротеск, карикатура. Но преобладают в ней обычно бытовые фигурки, сцены и улыбчивое, светлое отношение к действительности.
Наибольшее развитие скульптура малых форм получила в фарфоре. Советской классикой в области скульптуры малых форм стали произведения Н. Я. Данько («Работница, вышивающая знамя»), В. И. Мухиной («Артист Корень в роли Меркуцио»), И. Г. Фрих-Хара («Шашлычник-узбек», «Старый город»), И. С. Ефимова («Кошка на шаре», «Зебра», «Вода»).
ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ
Возьмите мягкий, легко поддающийся обработке материал; таким материалом может быть глина или пластилин.
Не слишком жидкая и не очень сухая, хорошо помятая глина является незаменимым скульптурным материалом. Она поддается малейшему давлению пальца, послушна формующему воздействию руки. Эти свойства глины называют пластичностью.
Сухую глину разбейте на мелкие куски, положите ровным слоем в таз или деревянный ящик без щелей, налейте воды почти вровень со слоем глины, покройте мокрой тряпкой.
Из глины можно сделать любые скульптурные композиции: плотные, компактные или с частями, разбросанными в сильном движении. В первом случае глиняная форма будет держаться самостоятельно, во втором для поддержания тяжелой и мягкой глины требуется устройство внутреннего твердого стержня — каркаса.
Без каркаса можно лепить фигуры сидящие или лежащие, композиции, главная тяжесть которых находится внизу или имеет достаточную опору. Подобно тому как, начиная рисунок, нужно расположить его определенным образом на листе бумаги, так и, начиная лепить, необходимо распределить массу глины в пространстве, то есть в ширину, в вышину и в глубину, согласуясь с пропорциями данной натуры. Начинающим необходимо помнить два основных правила.
Первое правило: каждая скульптура должна иметь постамент той или иной формы, пропорционально соответствующий данной скульптуре, то есть достаточно высокий и достаточно широкий. Постамент необходим как для опоры отдельных частей скульптуры, например ног, так и с точки зрения общей композиции. Он как бы обособляет скульптуру от окружающего и этим подобен раме в картине.
Второе правило: начинайте работать снизу, а не сверху. Скульптура строится, подобно дому, с фундамента, а не с крыши. Начинающие часто делают наоборот: сделав верх фигуры, не находят места для ног. Скульптура должна расти снизу вверх. После того как массы распределены соответственно натуре и им придано соответствующее движение, приступайте к оформлению их. Формы должны быть обобщенными, слитыми одна с другой, вытекать одна из другой.
Чем следует лепить? Важно привыкнуть работать пальцами. Пальцы — самый лучший, незаменимый инструмент... Глина формируется под давлением пальцев; они чувствуют сопротивление глины и то мускульное усилие, которое необходимо сделать, чтобы преодолеть это сопротивление. Скульптору необходимо это естественное чувство осязания развить до высокой степени, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит.
Старайтесь работать двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны (например, головы), ускорит процесс работы, поможет более органично связать все стороны скульптуры.
К помощи стеки (деревянная палочка с плоскими округленными концами разной формы) прибегайте только для выработки деталей и для отделки поверхности. Им, так же как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая.
Чаще всего работа над скульптурой длится не один день. Откладывая работу на следующие дни, сохраняйте глину в сыром состоянии. Для этого скульптуру закрывайте мокрой тряпкой, смачивая ее по мере высыхания, или лучше клеенкой, которая долго сохраняет глину сырой и не портит поверхности.