Энциклопедический словарь юного художника
И
ИГРУШКА НАРОДНАЯ
В новокаменном веке земледельцы, жившие на территории современной Украины (так называемая трипольская культура), делали женские глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда, который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появляются первые игрушки.
Куклы Древнего Египта в 2000 г. до н. э. вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами. Голову покрывали связкой глиняных или деревянных бус. В V—IV вв. до н. э. славились своими глиняными и деревянными игрушками Греция и Рим. По свидетельству древних писателей, уже тогда были игрушки с заводным механизмом. При раскопках славянских поселений VI—VIII вв. н. э. археологи также находят фигурки из глины. В XII—XIII вв. игрушки изготовляют уже в мастерских.
В России их делали почти повсеместно: полностью вылепливали руками либо оттискивали специальной формочкой лицо или даже всю фигурку, несколько дней сушили и обжигали в печи. В каждой местности глиняные кони, птицы приобретали свой особый вид. Курские и орловские, воронежские и тульские игрушки лепили из белой глины, обжигали и расписывали затем полупрозрачными красками точками и кружками, прямыми и пересекающимися линиями, большими крестами. Женские фигурки здесь словно древние изваяния: высокие, столбообразные, с маленькими головками и глубокими дырочками глаз.
Касимовская, городецкая и дымковская игрушки лепились из красной глины, которую перед росписью забеливали и уже потом разрисовывали плотными яркими красками или поливали свинцовой глазурью. Балхарскую игрушку Дагестана разрисовывали светлой глиной — ангобом по темно-красной поверхности.
Удивительный мир фантастических животных представляет пензенская игрушка. Красные и зеленые, синие и розовые коровы, быки, козлы и бараны — все коротконогие, с длинными шеями, с огромными сверкающими золотом и серебром рогами.
В Туле, Вятке, Курске лепили и красили нарядно разодетых барынь и кавалеров. На русском же Севере, в частности в Каргополье, где в основном жили земледельцы, делали фигурки крестьян и крестьянок, коров, лесных зверей. Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была У. И. Бабкина. Ее любимый герой — сказочный богатырь Полкан. Он наполовину бравый генерал: грудь крепкая, лицо круглое с окладистой бородой, щеки румяные. Туловище — словно у коня, вместо ступней золотые копыта, на груди ясное солнышко сияет.
Своими игрушками рассказывала Ульяна Ивановна о трудовых буднях села, веселых народных праздниках. Лепила задорных танцоров, лихих гармонистов, добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей, хозяек с корзинами в руках, кормилиц с младенцами, охотников и кузнецов, возчиков и всадников. В ее игрушке отчетливо звучала тема народной жизни и быта, прославлялась красота трудовой жизни, духовная и физическая гармония ее земляков-тружеников.
Широко распространена была в России и деревянная игрушка. Делали ее из березы и липы, осины и сосны. В архангельском Поморье, Мезени, Печоре, Кириллове и Городце вырубали топором птичек, куколок — «панок», коней. Были здесь и целые упряжки — три лошадки и возок с седоками. В Сергиевом Посаде вырезали ножом, а потом раскрашивали фигурки барынь и гусаров, солдат и офицеров, делали разборные макеты церковок и монастырей. Жившие же по соседству богородские, резчики любили ладить фигурки животных и птиц, оставляя их некрашеными. Работали здесь часто целыми семьями, каждый мастер резал свою игрушку. Одни — кузнецов: двинешь палочку — мужик ударит о наковальню, двинешь другую — медведь молотом стукнет. Другие делали курочек, поочередно клюющих зерно, третьи — собачек, виляющих хвостиком, или бодающихся барашков. Любят здесь мастерить медведя-дрыгуна: приоткрыв рот, он с любопытством смотрит на вас, но лишь дернешь его за веревочку, рассердится, замашет лапами. Смирно сидит на суку добрая совушка. Повесишь на крючок у ее ног полотенце, она крыльями замашет, кверху их поднимет, словно собираясь взлететь.
В Загорске развилось производство точенных на станке, а потом расписанных кукол-матрешек. Первая из них появилась здесь 80 лет назад, ее автором был известный художник С. В. Малютин. Она похожа на простую крестьянку: в шитой рубахе и сарафане, с платочком на голове, круглолицая и румяная.
В Заволжье народные мастера по-своему переработали эту игрушку, одежды ее расписывают здесь полевыми цветами и травами, ягодами смородины, малины и клубники.
Необычные игрушки из теста делали своим внукам деревенские бабушки. В канун Нового года стряпали они из теста «козули» — фигурки коров, бычков, овец и домашних птиц. Только что испеченных, их выставляли на подоконник всем напоказ. И вечером раздавали детям: мальчикам — бычка, девочкам — коровку. Такие же съедобные игрушки делали у всех славянских народов. В гуцульских же деревнях издавна пастухи лепили из сыра баранчиков, разрисовывали их и дарили детям.
Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни.
Узбекская мастерица Хамро Рахимова лепила из белой глины наивные и простодушные игрушки. На ее лошадках то горделиво восседает всадник, то примастится степной воробей или удод. А сказочные, с длинными шеями львы, скорее, похожи на забавных, добрых собак. У них широко открытые приветливые рты, настороженно прислушивающиеся уши, завороженные глаза. От удовольствия лев даже хвостик поднял. Расписаны игрушки легкими, полупрозрачными красками то широкими мазками, то меткими ударами кисти.
В руках Гафура Халилова, мастера из Таджикистана, рождались фантастические глиняные звери. Большеглазые, с широко открытыми ртами, торчащими ушами и рогами, они вдобавок имели еще и «голос». Лишь подуешь в свисток, игрушки, напоминающие таинственных злых духов, протяжно загудят. Обожженные фигурки мастер забеливал и наводил широкие буро-красные и темно-синие полосы.
Городецкий игрушечник Т. Ф. Краснояров мастерил из дерева красочные санные возки с седоками, повозки с лихими извозчиками, яркие карусели и танцующих под рожок парня и девушку.
Сегодня делают игрушки и большие коллективы художественных промыслов Каргополя и Загорска, Вятки и села Богородского, сохраняя старые способы производства и традиционный их вид.