Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

С

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ИСКУССТВО

В результате разгрома фашизма во второй мировой войне 1939—1945 гг., свершения революционных социалистических преобразований ряд государств Европы и Азии вступил на путь социалистического развития. За сравнительно короткий срок своего существования эти государства, скрепленные дружескими узами всестороннего сотрудничества, опираясь на опыт строительства социализма в СССР и пользуясь его поддержкой, достигли больших успехов во всех областях культурной жизни.

При всех различиях, связанных с национальными художественными традициями, искусству этих стран присущи идеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма, международного сотрудничества и прогресса. И в то же время их искусство не утратило своих национальных особенностей, тех специфических черт, которые слагались на протяжении веков и были неразрывно связаны с традициями национального искусства. Велико было значение деятелей старшего поколения, сумевших передать основы мастерства своим преемникам — художникам последующих поколений.

Процесс развития искусства в социалистических странах происходил по-разному. Но основные его тенденции ясно определились — искусство этих стран было обращено к народу, воспевало созидательный труд строителей нового мира. Художники поднимали тему революционной борьбы, раскрывали образы героев славного исторического прошлого и современников.

За годы народной власти произошли коренные изменения в области культуры. Перед освобожденными народами открылись неограниченные возможности проявления всех творческих способностей. Вместо отдельных меценатов, покровителей искусства, заказчиком художника стал народ, кровно заинтересованный в развитии искусства. Коммунистические и рабочие партии и народные правительства создали все условия для всестороннего развития искусства. Творчество мастеров социалистических стран получило широкое признание во всем мире. Некоторые из них стали почетными членами Академии художеств СССР.

Невиданный размах в странах социализма получило монументальное искусство. Главная его задача — создание городских памятников и скульптурно-архитектурных ансамблей, увековечивающих подвиги народных героев, отдавших жизнь в национально-освободительных войнах и в борьбе с фашизмом, и мужество советских солдат-освободителей. Наряду с монументальным развивалось станковое, а также все виды декоративно-прикладного искусства.

В изобразительном искусстве Народной Социалистической Республики Албании развивалось реалистическое направление. В живописи получили развитие различные жанры: исторический, бытовой, портрет, пейзаж. В 40-х гг. появились первые произведения графики (карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы выступили с портретами, жанровыми композициями, монументальной скульптурой. Устремление к созданию искусства, связанного с задачами народного строительства, проявилось в творчестве скульптора Одисе Паскали, живописца Наджмедина Займи и др.

Преобразилась за годы народной власти Народная Республика Болгария. По всей стране выросли ансамбли нового типа, промышленные, жилые, курортные комплексы, среди которых славились «Солнечный берег» и «Золотые пески» на Черноморском побережье. были воздвигнуты памятники борцам за освобождение Болгарии в Софии, Видине, Габрове, Пловдиве. Незабываем монумент в честь Советской Армии в Софии (1954), созданный коллективом скульпторов и архитекторов: Марой Георгиевой, Ваской Емануиловой, Иваном «Назаровым, Иваном Фуневым, Любомиром Далчевым и другими. На фоне горных хребтов Витоши вырисовывались фигуры главной группы: советского воина, болгарского рабочего и крестьянки с ребенком на руках. Монумент утверждал идею нерушимой дружбы между народами Болгарии и Советского Союза, дружбы, скрепленной совместно пролитой кровью в борьбе с иноземными завоевателями. Эту идею утверждал и памятник советскому воину-освободителю, воздвигнутый в 1955—1957 гг. на одном из холмов города Пловдива скульптором Василом Радославовым. Болгарский народ любовно называет памятник «Алеша».

К темам антифашистской борьбы обращались живописцы и графики. Драматичны образы мужественных и стойких партизан, ведущих неравную борьбу с врагами, — героев картин «Расстрел» (1954) и «Партизанская песня» (1959) Илии Петрова (1903—1975). Тонко раскрывает внутренний мир борцов Сопротивления Светлин Русев. Проникновенны и романтичны образы партизан, созданные Стояном Веневым. Художник выступил продолжателем традиционной в болгарской живописи крестьянской темы. В его картинах на темы современной жизни, свободного труда («Веселый год», 1957; «Первый трактор», 1962) проявился дар доброго и меткого юмориста. Современность, героическую и светлую, утверждал Владимир Димитров-Майстора (1882—1960). Удивительны по гармоничности и цветовой насыщенности его картины, воспевающие тружеников, буйное цветение фруктовых садов, обилие урожаев в родном Кюстендиле. Его картина «Болгарская девушка» (1952) — поэтическое воплощение красоты и молодости свободной Болгарии. Плодотворно работали над воссозданием образов своих современников мастер психологического портрета Дечко Узунов, художники Лиляна Русева, Калина Тасева и другие.

Один из крупнейших памятников, установленных в Венгерской Народной Республике, — монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште (1947). Автор его — Жигмонд Кишфалуди-Штробль (1884—1975). Памятник возвышается над Дунаем, среди парка, и виден из разных районов города. Венчает ансамбль фигура женщины с пальмовой ветвью в поднятых руках, олицетворяющая свободу и мир. Расположенные у постамента аллегорические статуи посвящены героической борьбе народа за свободу.

Здесь же находится статуя советского воина-освободителя. К 20-летию Венгерской Народной Республики этот ансамбль дополнился новыми скульптурами на темы современности, установленными в парке по другую сторону холма. В это же время был возведен памятник Освобождения в городе Шальготарьяне (1967) Йожефом Шомодьи. Идея памятника — молодость и мир — нашла выражение в образах девушек, выпускающих в небо голубей. В Будапеште Иштваном Кишем (р. 1927) установлен памятник объединению Буды и Пешта (1973).

Очень современны жизнеутверждающие образы молодежи, созданные Йене Кереньи в скульптурной группе «Демонстранты» (1953), в монументальных рельефах, украшающих здания вокзала в Дьёре (1955) и общежития медиков в Будапеште (1965). Современная жизнь родной страны привлекала живописцев и графиков: Энде Домановского — автора многих картин и монументальных росписей; Шандора Эка, разрабатывавшего также темы революционной борьбы венгерского народа («Кровавый четверг. Демонстрация 1912 года», 1956; «Будем строить», 1970); Кароя Раслера, увлеченного искусством цирка. Далеко за пределами страны известно своеобразное искусство мастера-керамиста Маргит Ковач.

Искусство Социалистической Республики Вьетнам тесно связано с борьбой народа за свободу и независимость родины. Используя богатый опыт народных мастеров, художники Вьетнама еще в 30-е гг. создали новую технику живописи — станковую лаковую живопись (ранее лаковая живопись использовалась для украшения различных изделий). На специально приготовленных досках писали лаковыми красками, добавляя золото, серебро и инкрустацию яичной скорлупой. Художники Нгуен Ван Ти, Фаи Ке Ан, Ле Куок Лок создали реалистические картины, рассказывающие об успехах народа, о его многолетней борьбе за независимость. Продолжала развиваться и традиционная живопись на шелке, напоминающая акварель. Художница Ван Тхи Ха написала в 1972 г. на шелке картину «На ткацкой фабрике», изобразив работающих женщин. Многие художники пишут картины маслом. Так, героиня картины художника Чан Ван Кана «Боец берегового ополчения» (1961) — девушка-боец, стоящая на страже морского побережья. Интересны работы художников-графиков, работающих в области гравюры на дереве и линолеуме, политического плаката.

Скульпторы Социалистической Республики Вьетнам Чан Ван Лам, Зьен Минь Тяу, так же как и живописцы, создали образы героев национально-освободительной борьбы.

Провал американской агрессии против вьетнамского народа, освобождение Южного Вьетнама и воссоединение страны создали благоприятные условия для дальнейшего развития искусства в СРВ.

Активная социальная направленность отличала искусство Германской Демократической Республики. Прогрессивные немецкие художники старшего поколения, чье творчество сформировалось еще в период борьбы с фашизмом, после установления народной власти приняли активное участие в создании новой культуры и искусства, в искоренении мрачного наследия фашистской идеологии и последствий войны. Это Макс Лингнер (1888—1959) — интернационалист и публицист, вынужденный до установления республики долгие годы жить в эмиграции; это Ханс Грундиг (1901—1958) и Леа Грундиг (1906—1977); Отто Нагель (1897—1967), один из инициаторов установления, дружеских контактов между немецкими и советскими художниками еще в 1920-х гг. Его картины «Новая учительница», «Молодой строитель-каменщик» рассказывают о трудящихся свободной Германии. Большое влияние на формирование послевоенного немецкого искусства оказало творчество страстной и мужественной Кете Кольвиц (1867—1945; см. Западноевропейское искусство XVII—XX вв.).

В память о высоком героизме и несломленном мужестве борцов-антифашистов были созданы мемориальные ансамбли, возведенные на местах бывших концентрационных лагерей смерти — Бухенвальда, Заксенхаузена, Равенсбрюка. Особенно впечатляющ масштабный по размаху мемориал на месте концлагеря Бухенвальд — «Монумент борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде» (1952—1958). В едином комплексе здесь объединены творения архитекторов и полные драматизма и психологической глубины художественные образы скульпторов, стихи Иоганнеса Бехера и звон колоколов на башне, документы и вещественные свидетельства прошлого. Автор центральной многофигурной композиции — скульптор Фриц Кремер (р. 1906). Памятник Кремера состоит из одиннадцати фигур. Это истощенные и изнуренные узники лагеря смерти, которые предпочли умереть в борьбе, чем жить в неволе, и подняли восстание. Несокрушимая воля к победе написана на лицах восставших.

Среди крупных мастеров станковой скульптуры Вальтер Арнольд, Тео Бальден и другие.

Развитию современной науки посвятил многие свои монументальные росписи Вальтер Вомака. В росписях, созданных им при оформлении Университета имени Гумбольдта, наряду с выдающимися немецкими учеными изображен и первый космонавт Земли Юрий Гагарин (1962). Тему борьбы с фашизмом и империалистической реакцией раскрывали в своем творчестве живописцы Вилли Зитте и Бернхард Хайзи. Страстным протестом против преступлений американской военщины во Вьетнаме проникнута картина Зитте «Сонгми» (1970). Глубокая человечность, виртуозная отточенность исполнения отличают графику Вернера Клемке, а также его театральные декорации и костюмы. Особое место в творчестве Клемке занимают иллюстрации к сказкам братьев Гримм и Ханса Кристиана Андерсена, повестям Жюля Верна и Марка Твена. Вольфганг Маттойер одну из своих работ — «Начало» (1971) — посвятил труду людей, строящих новую жизнь в ГДР.

Дальнейшее развитие после образования Китайской Народной Республики получила национальная живопись гохуа, которая исполняется на шелке или мягкой пористой бумаге прозрачными водяными красками и тушью. Крупнейшим художником, работавшим в национальной традиции, был Ци Байши (1860—1957). Если живописцы прошлого создавали пейзажи в мастерских на основе своих впечатлений, то современные художники, путешествуя по стране, запечатлевают живописные места природы. К их числу принадлежит Ли Кэжань. Получила широкое развитие и масляная живопись, появившаяся в Китае только в конце XIX в. Одним из первых живописцев, внедривших в Китае масляную живопись, был Сюй Бэйхун (1895—1953), стремившийся сочетать достоинства гохуа и европейской манеры исполнения. Его кисти принадлежат правдивые портреты рабочих и деятелей искусства. Реалистические традиции Сюй Бэйхуна продолжил в своем творчестве Цзян Чжаохэ («Беженцы», 1943). Развитию графики в народном Китае способствовали Ли Хуа, Гу Юань, Ли Цюнь. Гравюры Гу Юаня посвящены жизни китайских крестьян.

Китайские скульпторы создали образы партизан, рабочих и исторических деятелей. Скульптор Лю Кайцюй в барельефах Памятника героям революции, воздвигнутого в 1953—1958 гг. в Пекине, отразил борьбу народа за независимость родины, а скульптор Хуан Лишао в фигуре Ли Сючэна, вождя крестьянской войны (известной в истории как восстание тайпинов), с большой выразительностью показал духовную силу героя, его волю и мужество.

В 1950-е гг. большого подъема достигла графика, испытавшая влияние советских художников. Китайские мастера запечатлели социально-политические изменения в жизни трудящихся масс.

Годы «культурной революции» были периодом упадка китайского изобразительного искусства.

В первые же годы после освобождения от колониального режима и создания Корейской Народно-Демократической Республики в произведениях корейских художников и скульпторов наблюдалось стремление к укреплению прогрессивных национальных традиций искусства. Была возрождена национальная живопись чосонхва, т. е. живопись на шелке или бумаге водяными красками и тушью. Часто художники создавали произведения в технике чосонхва на створках ширм, служащих украшением комнат. В настоящее время многие живописцы пишут картины масляными красками на холсте, эта техника стала известна в Корее в начале XX в. Произведения современных художников КНДР живо и реалистично показывают преобразования в жизни республики, трудовые подвиги народа. Тема героической борьбы народа за независимость родины в 1950—1953 гг. волнует многих художников КНДР. Романтическое по своему характеру произведение Ли Чхона (р. 1940) «Дед на реке Нактонган», написанное в 1966 г. в технике чосонхва, рассказывает о героическом подвиге старика-крестьянина, который в дни сражений перевозил в своей лодке солдат, пробиваясь в зарослях реки, пылающей от взрывов снарядов. Художники воспевают красоту родной природы. Свежестью цвета, романтикой проникнут пейзаж Кима Менгу (р. 1922) «Небесное озеро на горе Пэктусан» (1970).

Значительные успехи можно наблюдать и в становлении скульптуры в КНДР. Коллективом ведущих скульпторов в 1961 г. в Пхеньяне был сооружен монумент «Чхоллима» («Конь, опережающий время»), олицетворяющий успехи народа в труде. В декоративно-прикладном искусстве больших успехов достигли мастера лаковой миниатюры, художественной вышивки.

Победа в 1959 г. народной революции на Кубе привела к образованию Республики Куба. Это была первая страна американского континента, вступившая на путь социалистического развития. Активно включились в общественную жизнь страны скульпторы Хуан Хосе Сикре, Теодоро Рамос Бланко. Художник Кармело Гонсалес создал мастерскую плаката, где работали такие талантливые мастера, как Р. Кинтана и О. Янес. О. Янес написал портрет латиноамериканского революционера, одного из руководителей кубинской революции 1959 г. Эрнесто Че Гевары (1974). Интересные произведения живописи и графики созданы также А. Арменторосом, С. Кабрерой Морено («Сельский триптих», 1960). Темы революции, новой жизни народа нашли свое отражение в творчестве Адихио Бенитеса. Луис Мигель Вальдес создал замечательные портреты руководителей и героев кубинской революции Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевара («Че и Фидель», 1975) и чилийского президента Сальвадора Альенде.

С декабря 1975 г. начался новый этап в развитии искусства Лаосской Народно-Демократической Республики. Тема социалистического строительства нашла отражение в традиционной для лаосского искусства станковой живописи по лаку, а также в масляной живописи и скульптуре. Возродились традиции народной резьбы на дверях и ставнях, декоративной живописи, ткачества, обработки металла.

В живописи Монгольской Народной Республики существуют одновременно два направления. Художники, придерживающиеся национальной традиционной техники живописи, пишут картины на полотне густыми красками типа гуаши, часто с дополнением золота. Они не применяют светотени, а используют лишь выразительность линий и цветовых пятен. Эта техника живописи называется монгол-зураг.

Первым большим национальным художником Монголии был Балдугийн Шарав (1869—1939). Его считают отцом современной монгольской живописи. Шарав приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и одним из первых написал портрет В. И. Ленина (1922). В настоящее время многие молодые художники осваивают приемы традиционной живописи монгол-зураг. Прославленный художник Уржингийн Ядамсурэн очень живо написал в этой технике народного сказителя (1958), а Адъяагийн Сэнгэцохио выполнил в 1962 г. портрет Шарава.

Второе, не менее значительное направление — станковая живопись маслом. В своих полотнах художники отразили те большие перемены, которые произошли в жизни монгольского народа. Образы пастухов, отважных укротителей коней, доярок нашли живое воплощение в творчестве Очирына Цэвэгжава и известного художника Ням-Осорына Цултэма («Гуртовщица», 1968; «Ю. Цеденбал среди скотоводов», 1975). В своей картине «Дорога» (1971) он раскрывает своеобразную красоту степного пейзажа, овеянного поэзией безграничного простора и тишины. Дагдангийн Амгалан и Содомын Нацагдорж (1928—1973) создают станковые эстампы, плакаты, книжные иллюстрации.

Работы монгольских скульпторов отличаются непосредственностью и свежестью восприятия. Герои Дамдингийна Дамдима — простые люди МНР. Интересны работы скульптора-самоучки Нямына Жамба, который с поразительной правдивостью передает укрощение диких коней.

Великий трудовой подвиг совершили строители, архитекторы, художники, скульпторы, ученые Польской Народной Республики, возродившие после войны из руин и пепла Варшаву, а также Гданьск и ряд других городов. Они не только построили новые здания, но и с большой любовью воссоздали основные историко-культурные сооружения в их первоначальном виде. Работы по восстановлению разрушенных фашистами городов развернулись по всей стране. С особым подъемом и размахом героический дух эпохи выразил в своих послевоенных работах скульптор Ксаверий Дуниковский (1875—1964). Он принимал участие в восстановлении Вавельского замка в Кракове, создал монумент Освобождения в Ольштыне (1949—1955), памятник силезским повстанцам на горе св. Анны близ Катовице (1949—1952).

К 20-летней годовщине народной власти на Театральной площади в Варшаве возведен «Памятник героям Варшавы. 1939—1945» (1964), который иначе называют «Варшавская Нике». Автор его Мариан Конечный.

Широкую известность завоевал польский плакат. С именем Тадеуша Трепковского (1914— 1954), одного из признанных мастеров политического плаката, связывается понятие школы польского плаката. В гневном антивоенном плакате «Нет!» (1952) художник протестует против бомбы, сеющей смерть и разрушение. Символом мира и трудового подъема освобожденного народа стал его плакат «Варшава» (1952), на котором изображены белый голубь, строительный кран и четкие буквы, слагающиеся в слово «Варшава».

Особого размаха в Социалистической Республике Румынии достигло строительство новых общественных зданий, промышленных и курортных центров. Громады курортных корпусов разных форм и размеров выросли по Черноморскому побережью Румынии, образуя ансамбли, включающие произведения скульптуры, мозаики, росписи.

Преобразился древний Бухарест. Особенно красивы архитектурный ансамбль зданий газеты «Скынтейя», новый центр Бухареста с высотными зданиями. Разнообразны памятники столицы. Гармоничен и полон поэзии памятник композитору Дж. Энеску (1959) Йона Жали, последовательно отстаивающего принципы реализма в румынской пластике. Жаля создал памятники выдающимся деятелям румынской истории (Штефану Великому, 1973), труженикам современной Румынии.

Румынские трудящиеся, и прежде всего крестьяне,— главные герои картин художника Корнелиу Бабы, одного из самых интересных колористов современной живописи. Его мощное, глубоко идейное, реалистическое искусство раскрывает мир румынского крестьянина-труженика с его радостями, надеждами, переживаниями. Картины «Отдых в поле» (1954) и «Крестьяне» (1958) написаны широкими пастозными мазками. Сумрачные и насыщенные колористические гармонии подчеркивают сложную гамму чувств героев и самой жизни в ее многообразии. Среди созданных им портретов привлекают глубиной психологических характеристик портреты Михаила Садовяну (1953) — писателя, чьи произведения иллюстрировал художник, актрисы Лучии Стурдзы-Буландры (1953), поэта Тудора Аргези (1963).

Многообразные темы современности воплощены в гравюрах Белы Ги Сабо.

Значительных успехов достигли мастера Чехословацкой Социалистической Республики. Тема советско-чехословацкой дружбы нашла волнующее претворение в выразительной скульптурной группе «Братание» (1947—1950) Карела Покорного, который сумел передать чувства братской дружбы, родства между советским солдатом-освободителем и чешскими крестьянами. Романтической взволнованностью и лиризмом овеян созданный им образ писательницы Божены Немцовой (памятник на Славянском острове в Праге, 1954). Вместе с коллективом выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев создал Покорный Национальный памятник освобождения на горе Витков в Праге. Он автор скульптурной группы «Победа» (1956). Здесь же в зале Советской Армии размещены мозаики Владимира Сихры. Ворота этого величественного комплекса оформил талантливый скульптор Йозеф Малейовский рельефом «Словацкое национальное восстание» (1958). Глубина замысла, масштабность, суровый драматизм отличают памятники павшим воинам Советской Армии (1960) в Братиславе, над которыми работали крупнейшие словацкие ваятели: Рудольф Прибиш, Йозеф Костка, Ян Кулих, Александр Тризуляк, Тибор Бартфай и Ладислав Снопек.

Драматичны и значительны скульптурные образы словацкого ваятеля Яна Кулиха, автора памятника павшим советским воинам на перевале Дукля (1960—1964). В общественных дворцах в Праге Адольфом Забранским выполнены в технике сграффито монументальные настенные композиции «С Советским Союзом на вечные времена» (1951) и «В память освобождения» (1954—1955). Их стремительные ритмы передают праздничный подъем, радость освобожденного народа.

Поэзию и неповторимый облик родного города передает в пейзаже «Прага зимой» (1958) Ян Славичек, который все свое искусство посвятил Праге. Своеобразным мастером индустриального пейзажа является чешский художник Франтишек Гросс.

Высокий профессиональный уровень присущ чехословацким мастерам графики. Ясность гуманистического восприятия, чеканность формы, артистизм линий отличают графику Макса Швабинского. Глубоко вошел в сознание народа созданный им образ национального героя Чехословакии Юлиуса Фучика (1950), молодого, вдохновенного, бесстрашного. Образы целеустремленных, суровых борцов за свободу народа созданы Винцентом Гложником. На тему современности художник выполнил цикл литографий «Конституция ЧССР» (1961).

С большой любовью работали художники-графики над оформлением книги. Так, остроумные, живые, выполненные в форме гротеска, граничащего с карикатурой, иллюстрации Йозефа Лады (1887—1957) к бессмертному «Бравому солдату Швейку» Я. Гашека соответствуют своеобразию стиля книги, раскрывают замысел писателя. Великолепным иллюстратором был Иржи Трнка; международное признание получили его мультипликационные фильмы.

Всемирную славу искусству Социалистической Федеративной Республики Югославии принес скульптор Иван Мештрович. Он автор многих прекрасных монументов, и в том числе памятника Неизвестному солдату, воздвигнутого на горе Авала около Белграда. В традициях реалистического искусства работал талантливый ученик Мештровича Антун Августинчич. Поразителен размах исполненного им памятника Советской Армии (1945— 1947) в Батина-Скела. Венчает его статуя Победы — величавой женщины со строгим прекрасным лицом, с поднятой вверх рукой, держащей меч. Весь ее облик утверждает торжество победы народа. Рельефы монумента рассказывают о совместной борьбе югославских и советских воинов против фашистских захватчиков.

Национально-реалистические традиции играли важную роль в изобразительном искусстве Югославии в первые годы после установления народной власти. Антифашистской борьбе были посвящены живопись и графика Джордже Андреевича-Куна. Развивалось творчество крестьянских художников-самоучек (Иван Генералич и другие). Несмотря на наличие различных модернистских направлений, развивается реалистическое искусство, связанное с гуманистическими традициями.

С конца 50-х гг. в искусстве некоторых социалистических стран усилилось влияние модернистских течений. Однако эти формалистические эксперименты не находят понимания и поддержки народа, которому близко творчество художников-реалистов, обращающихся в своих произведениях к современной действительности, событиям национальной истории, освободительной и революционной борьбы.


Словарь юного художника