Энциклопедический словарь юного художника
П
ПЕРСПЕКТИВА
В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре. Большой вклад в развитие учения о перспективе внесли художники эпохи Возрождения (Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.).
Прежде всего необходимо иметь ясное представление о линии горизонта, так как с ней связаны все перспективные построения. Обычно, говоря о горизонте, имеют в виду линию, отделяющую видимое небо от видимой земли (если поверхность земли плоская, например, ровное поле). Условно можно считать, что географический горизонт совпадает с перспективным. Перспективный горизонт делит всё на предметы видимые снизу, и предметы, видимые сверху. Линия перспективного горизонта всегда находится на уровне глаз. Как ее определить? Налейте воды в стакан и поднесите его к глазам. Поверхность воды в стакане будет иметь форму эллипса, если смотреть на нее сверху или снизу. Чем ближе эллипс к перспективному горизонту, тем сильнее он сплющен. А на уровне глаз он сольется в одну прямую линию, совпадающую с географическим горизонтом.
Перспективный горизонт опустится, если вы сядете на землю, поднимется вместе с вами на гору. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении от нас как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда не пересекают; все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь от нас, кажутся опускающимися и тоже приближаются к нему, но никогда не продолжаются ниже его. Все удаляющиеся от нас горизонтальные параллельные линии при продолжении всегда кажутся сходящимися на горизонте. Место их пересечения называется точкой схода. Точка схода параллельных линий, которые находятся под прямым углом к горизонту, всегда расположена против наших глаз и называется главной. Для каждой группы параллельных линий, где бы они ни находились и каким бы предметам ни принадлежали, существует только одна точка схода. Например, если дом стоит под углом к горизонту, то для каждой пары его стен будут свои точки схода. Вертикальные линии всегда остаются параллельными между собой. Окружность, расположенная горизонтально, в перспективном сокращении имеет форму эллипса, наклоненного к горизонту.
А как быть в том случае, когда вы изображаете холмистую местность? Где будут точки схода обочин дороги, идущей сначала под гору, а потом в гору? В первом случае ниже горизонта, во втором — выше.
Художнику необходимо знать и перспективу теней. Поскольку расстояние от солнца до земли очень велико, солнечные лучи мы воспринимаем как параллельные. Следовательно, и тени в солнечную погоду будут параллельными и направятся в перспективе по линиям, которые сойдутся на диске солнца, если оно в эту минуту касается горизонта. Если солнце будет выше, то, отметив на горизонте точку, над которой оно находится, и проведя из нее касательные к предметам, найдем направление теней, а концы их определим с помощью прямых, соединяющих вершины предметов с солнечным диском. В том случае, когда солнце находится за спиной наблюдателя, точка схода теней будет на противоположном ему участке горизонта, прямо перед ним.
Тени от предметов, освещенных лампой или фонарем, падают в разные стороны. Их размеры определяют прямыми, идущими от источника света и от точки, находящейся непосредственно над лампой (на полу, столе, земле и т. д.).
Свои перспективные закономерности имеют и отражения предметов. Так, торчащее из воды бревно отражается, не изменяя формы и величины, в перевернутом виде: длина отражения равна длине бревна. Для того чтобы нарисовать отражение дома в воде, надо представить толщину слоя земли под ближайшим к нам углом дома над уровнем воды. На рисунке это отрезок АС. Отложив вниз от точки С равную ему величину СА и найдем точку Ах. От нее проведем в направлении горизонта прямую равную длине крыши дома. Остальное понятно по рисунку.
Предметы, находящиеся внутри помещения, подчиняются общим законам перспективы. Линия горизонта в комнате, как и на улице, проходит на уровне глаз. Нельзя забывать о перспективных сокращениях и тогда, когда вы рисуете фигуру, голову, лицо человека и вообще любое живое существо. Когда рисуете, следите за тем, чтобы ваше положение относительно изображаемых предметов оставалось неизменным.
Мы вас кратко познакомили с первоначальными сведениями о линейной перспективе. Она является составной частью начертательной геометрии и требует точных расчетов и построений. Однако при работе с натуры художник довольствуется лишь самыми необходимыми ее правилами, полагаясь при этом на свой глазомер. Он ограничивается так называемой наблюдательной перспективой. Но если необходимо создать серьезную композицию — картину или стенную роспись, без серьезных знаний линейной перспективы никак не обойтись.
Художнику следует всегда помнить и о воздушной перспективе. Удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки (чаще всего голубоватые, иногда темно-синие), светлые — теплые. Лучше всего издалека заметны красные, оранжевые и другие теплые цвета. Контрасты света и тени, материальность предметов стушевываются по мере удаления: они приобретают характер силуэтов. Если изобразить предмет, придав ему резкие очертания, насыщенную окраску, рельефность, фактурность, то он будет представляться близко к нам расположенным. Теряя эти качества, предмет словно удаляется от нас. Следует иметь в виду: чем сильнее отличается тело от своего окружения по тону, тем ближе к нам оно кажется. То же самое происходит со светлыми предметами или окрашенными в теплые цвета.
Наконец, нельзя не считаться со световой перспективой. Предметы по мере их удаления от источника света теряют яркость, рельефность, цвет, очертания. Световая перспектива, показывающая, насколько предметы удалены от источника света, имеет особенно большое значение при изображении интерьеров, вечерних городских пейзажей.