Все для детей

Энциклопедический словарь юного художника

К

КАРТИНА

Картина — это произведение станковой живописи, правдиво воплощающее глубокий замысел, отличающееся значительностью содержания и завершенностью художественной формы. Понятие картины прилагается прежде всего к произведениям сюжетного характера, основу которых составляет изображение человеческих действий, общественных событий. Так, картина Д. Веласкеса «Сдача Бреды» посвящена одному из эпизодов борьбы в XVII в. народа Нидерландов против испанского господства; картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» — событиям французской революции 1830 г.; картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» — расправе Петра I с мятежными стрельцами, восставшими против прогрессивных преобразований на Руси; картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя» изображает эпизод боя советских моряков с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Событие, действие — непременное условие картины, поэтому картина в собственном смысле слова — это сюжетно-тематическая картина. Она имеет свои жанровые разновидности: картина историческая («Утро на Куликовом поле» А. Бубнова), историко-революционная («Допрос коммунистов» Б. Иогансона), мифологическая («Явление Христа народу» Л. Иванова), батальная («Тачанка» М. Грекова), бытовая («Взятие снежного городка» В. Сурикова) и т. д. Но иногда это понятие трактуется и более широко: картинное значение могут приобретать пейзажи, портреты, натюрморты, если они имеют значительное содержание, обобщающе-синтетический смысл и особенно связь с сюжетом, с действием («Владимирка» И. Левитана — пейзаж-картина; «Академик Иван Павлов» М. Нестерова — портрет-картина и т. п.).

Картина предполагает глубину, завершенность и обобщенность образного содержания. Она является итогом длительных наблюдений и размышлений художника над жизнью и редко пишется непосредственно с натуры. Чаще всего ей предшествуют наброски, зарисовки, этюды, эскизы, в которых художник фиксирует отдельные явления, собирает материал для будущей картины, ищет основу ее композиции и колорита. Так, А. Иванов при создании «Явления Христа народу» или В. Суриков в период работы над «Боярыней Морозовой» создали множество этюдов и эскизов, в которых искали образы отдельных персонажей, разрабатывали фон и детали действия, совершенствовали композицию. Многие из этих этюдов и эскизов не только стали подсобным материалом при создании картины, но и приобрели самостоятельное художественное значение.

Создавая картину, художник опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в отдельных деталях. Но в этом процессе большую роль играют воображение, фантазия, вымысел. В картине художник изображает типическое событие, которое не берется прямо из жизни, но концентрированно выражает ее суть и смысл. Создание картины венчает поиск, дает законченное выражение творческой мысли, содержит обобщение наблюдений и размышлений. Поэтому содержание хорошей, подлинной картины является продуманным, несет в себе определенную идейно-образную концепцию, а форма — выстроенной, логичной, завершенной. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ. Таковы лучшие произведения мировой классической живописи.

Сюжетно-тематическая картина по своему содержанию самый емкий жанр живописи, способный к отражению наиболее значительных событий современности, к наиболее полному воплощению взглядов и эстетического идеала художника. Поэтому в развитии живописи картина играет ведущую роль.

Для упадочных направлений характерен кризис сюжетно-тематической живописи, ослабление социальной остроты искусства, отказ в художественном творчестве от значительной идейной проблематики и психологизма. В многообразных течениях модернизма из искусства не только изгоняется сюжет, но происходит разрыв с предметным изображением вообще. Тем самым картина полностью разрушается.


Словарь юного художника