Какими были первые корабли?
Существует финикийская легенда о первом мореходе. Им был тирийский дровосек Ус. Однажды Ус настолько увлекся работой, что не заметил, как лес загорелся и он оказался в огненном полукольце. Пожар был сильный, так что пробиться сквозь него было невозможно. Что делать: утонуть в море или сгореть заживо? Ус выбрал первое: он срубил высокий кедр, очистил его от веток, столкнул на воду и устремился на нем в море.
Так был найден способ преодолевать моря и океаны. Не исключено, что бревно или, скорее всего, несколько бревен, скрепленных между собой (плот), и были «первым плавающим кораблем». Во всяком случае, плот был известен всем народам и сохранил свою популярность и в эпоху весел, ив наше время.
Плот - самое надежное плавучее средство передвижения. Он не может утонуть, даже если бы пытался. Но у плота есть и недостатки: он малоскоростной и плохо управляемый, не спасает от непогоды. И люди обращаются к другому древнейшему плавучему средству - лодке.
«Солнечные ладьи» египетских фараонов известны с 3 тысячелетия до нашей эры. Это судна, запечатанные в тайниках у подножия пирамиды Хеопса около 4,5 тыс. лет тому назад (около 2500 г. до н. э.) и обнаруженные в 50-х гг. 20 столетия.
"Солнечная ладья"
Царская ладья была сделана из ливанского кедра и имела 43,3 м в длину и 5,6 м в ширину.
На ладье было 2 каюты: в середине корпуса, примерно 9 м, и на носу.
Двигалась ладья с помощью 10 пар вёсел.
Одно из древнейших описаний корабля есть в библейской Книге Бытия. Это знаменитый Ноев ковчег. Вот подробное «божественное» инженерное руководство по его конструкции: «Сделай себе ковчег из дерева гофер (кедр); отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай сбоку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» (Библия, Бытие, гл. 6, стих 14). Возможно, так выглядели трехпалубные корабли древних иудеев.
Конструкции и назначения кораблей множатся и становятся самыми разнообразными: боевые суда отличаются от торговых, греческие - от финикийских, легкие - от кораблей дальнего плавания. Растет количество палуб и рядов весел, доходя, по рассказам древних авторов, до двадцати и даже тридцати. Существует описание античного «Титаника» - корабля-гиганта, своими размерами поразившего воображение современников. Это сорокапалубный прогулочный корабль Птолемея VI Филопатора, построенный по проекту Калликсена. Его длина превышала 120 метров, ширина составляла 20 метров, а высота - 21 метр. Команда этого судна насчитывала 400 человек, на палубе размещалось около 3 тысяч воинов, 4 тысяч рабов гребли 20-метровыми веслами.