Все для детей
Главная страницаМузыкаДетские песниПесни о первой любви → А ты меня любишь? Ага! Авторы песни

А ты меня любишь? Ага! Об авторстве песни

Золотая жила отечественной эстрады,
или Песня, которую кто-то же написал!

Песня «А ты меня любишь? Ага!» уникальна своей притягательностью. Она пережила два рождения, всесоюзную и всероссийскую славу. Нарочито наивный, подчеркнуто детский текст и простенькая мелодия, по современным понятиям вообще «неформат», не только не повредили популярности, но наоборот, сделали из произведения нечто вроде народного хита. Пронзительность, искренность, чувственность отличали эту песню – редко кому из официальных композиторов и поэтов удавалось создать нечто подобное. Сегодня бы мы сказали – автору наш респект. Но, как часто бывает, вокруг неординарного произведения не однажды разгорались совсем недетские скандалы. У песни несколько «настоящих» авторов, оспаривающих права других претендентов. Но, что самое интересное, как веяние времени за «эксклюзивное» право исполнять это произведение боролись сразу несколько проектов. Создалось впечатление, что песня – не песня, а настоящая и неиссякаемая золотая жила. Как говорится, музыка и слова народные, исполняет автор.

Легенда

Интернет просто напичкан упоминаниями об этой песне, они доступны любому мало-мальски опытному пользователю. Слова вообще просто раскиданы на каждом интернет-углу:

На улице слякоть,
На улице дождик,
А им всё равно.
Идут по бульвару,
Один у них зонтик.
Идут из кино.
И маленькая девочка,
Маленькому мальчику,
Задаёт вопрос:
"А что такое солнышко?
Что такое счастье?
Что такое любовь?"

Припев:
"А ты меня любишь?"-"Ага!"
"А ты меня любишь?"-"Ага!"
Так будем же вместе,
Так будем же рядом
с тобою всегда.

Однако эти упоминания, как правило, однобокие – ничего действительно дельного или конкретного среди кучи мусора найти невозможно. Занявшись поисками, я и не думал, что уйду так далеко в дебри чужого словоблудия. Такое чувство, что эта песня появилась ниоткуда. Как бы это «ниоткуда» не превратилось в «никуда», как это часто бывает, став отработанными, а посему, никому не нужными отходами.

Она пережила две жизни, столь разные, что поневоле поверишь в переселение душ. Одна история подлинная, полная непосредственности, романтики и прозрачности, вторая – блистательная, яркая как всполох кометы, но почему-то очень ненастоящая. Первая жизнь – далекое детство, полное беззаботности, искренней веры в Родину, огромную и великую. Вторая – несколько лет бешеной популярности и коммерческого успеха, принесшие горы дивидендов пронырливым самозванцам и временщикам от шоу бизнеса, которые в свою очередь успели выжать из ситуации все возможное.

А чем ответил такой весь из себя мобильный и такой современный интернет? Сплошными догадками, пустыми комментариями, иногда откровенной чушью, а то и бранью, и, за редкими исключениями, бесконечными повторами. По мере проникновения вглубь темы создавалось ощущение, что кто-то сознательно вводит публику в заблуждение. И практически ни один из корреспондентов – включая тех, кто называет себя мастаками жанра - честно и прямо не поднял вопрос об интеллектуальном воровстве.

Периодически паутина цитировала желтую прессу, но публикации по большей части оказывались ни о чем и насквозь светились заказным пиаром. Самовлюбленные персонажи этой истории били себя в грудь, публично отстаивая свои бумажные права. Жаловались на произвол своих коллег, обвиняя их в непрофессионализме, предвзятости и подлости. Словно забыв о старой русской поговорке, «на воре и шапка горит», продолжали в деталях расписывать свое творчество и гениальную идею по возмездному возрождению нашего с вами песенного наследия. Все эти ссылки присутствуют в интернете, и по желанию всю эту ахинею вполне можно обнаружить, задав поиск хотя бы по названию песни.

Дело тут, однако, совсем не в конкретной песне: случаев «угона» потенциальных шлягеров на отечественной эстраде немало. Не раз и не два я повторял – все начинается с культуры, ибо воровать отвратительно не потому, точнее не столько потому, что это незаконно, а потому, что эта аксиома по идее должна быть заложена в мозгах каждого из нас. Именно отсутствие уважение к ближнему как производной от культуры и стала отправной точкой всех конфликтов. Как легко оказалось перетасовать понятия «трепетное возрождение народного материала» и «грубое попрание чужой интеллектуальной собственности». Тут, как говорят в известном городе, «две большие разницы». Впрочем, в наше время нахрапистость и наглость скорее добродетели, чем грехи, без них в шоу-бизнесе – никуда.

Нет смысла транслировать приевшуюся легенду о том, что песня «А ты меня любишь? Ага!» была написана в Артеке в 60-е годы или 70-е группой пионервожатых. Собственно говоря, наверное, написана – не совсем то слово, поскольку речь идет об устном народном творчестве – в то время техника еще не была на грани фантастики, а о том, чтобы как-то зафиксировать песню на носитель или в нотах, вряд ли кто бы подумал. Доказать или опровергнуть факт места и времени невозможно, хотя вполне вероятно, что «народный пиар куда правдивей и «настоящей» пиара коммерческого.

Чего, казалось бы, проще, и я обратился с письмом непосредственно в Артек, который уже давно не Всесоюзный пионерский лагерь. Высказал мысль, что ради установления справедливости, можно было бы обратиться к архивам – хотя бы уточнить, был ли среди отдыхающих пионеров тот, кто выдал себя за автора текста. Знать. Увы, главный редактор журнала «Артек», по всей видимости, обладает той же информацией, что и я:

«Я ничего не знаю, кроме информации из Сети, что песня написана в Артеке. Архивы не помогут. В Артеке 10 отдельных лагерей на площади в полтора княжество Монако. Каждую смену там рождаются и умирают новые песни. И в одном лагере могут и не знать, что делается в другом (размеры сказываются). Одни песни живут долго. Другие нет. Никто это не отслеживает. Поэтому ничего не известно и непонятно».

Еще одно усилие – поискать артековцев той поры, то есть рубежа 70-80-хх годов. Но, как назло, никто из опрошенных и слыхом не слыхивал об этой песне. То есть, песню слышали, но совсем недавно, и, конечно, «осовремененную версию». Поскольку выборка опрашиваемых была уж очень хаотична, то делать выводы опрометчиво, но, в конце концов, совсем не обязательно, если человек был в Артеке, обязательно должен был слышать песню, и потом, сколько времени прошло. В конце концов, какая же это легенда, если о ней все досконально известно. Но – все это эмоции, что мы имеем в итоге?

Даша Баранова

«Размытый» период написания, точнее, рождения песни – славные застойные годы или чуть ранее. Возможно, по настроению, она могла стать эхом славной оттепели, поскольку, несмотря на незамысловатый текст, очень уж она не похожа на парадные пионерские песни той поры, учитывая, что не политизированных детских песен тогда практически не писалось – за редким исключением. В этой песне задолго до «Ласкового мая» звучит пронизывающий мотив наивной детской любви, к тому же вполне по Фрейду – значит, жизненная песня.

Одно из первых имен, на которое я наткнулся, имя Даши Барановой. В некоторых источниках она называется, чуть ли не автором песни, и уж во всяком случае, ей приписывают знаменитый «гитарный» вариант исполнения песни:

Это очень романтично – совсем юная девочка поет песню под гитару у артековского костра. Поиск по имени Даши, или, точнее, Дарины Барановой из славных 70-хх неожиданно привел нас в год 1997 г, к информации о сереньком, по отзывам критиков, зато на злобу дня, фильму «Аферы, музыка, любовь» известного режиссера Юнгвальд-Хилькевича с Панкратовым-Черным в главной роли. Там, среди некоторых звезд находим имя - Дарина Баранова. Неужели было две Даши Барановы? Курьез состоит, однако, в том, что…. Эта песня в фильме вообще не звучит. Некоторые респонденты, тем не менее, всерьез обсуждают, какое отношение к песне имеют указанные в титрах фильма композитор Игорь Матета и поэт Леонид Дербенев.

Эксклюзивные исполнители

А затем пошло-поехало. Точно, не зря говорят – раз у одного «поперло», значит, и у меня попрет, надо лишь вмазать конкуренту как и куда следует. Первым покушается на песню широко известный в узких кругах дуэт «ВАУ». Кстати, его участников тоже пророчили в авторы песни, но тема быстро затухла. Затем песню рок-группа с совсем не роковым названием «Детки» предлагает свой вариант – правда, его найти в сети с ходу почему-то не удается. Все эти опыты проходят незамеченными – не хватает для настоящего успеха мощной поддержки «Русского радио». Такая поддержка была у Андрея Чижова, он же «Бандит Андрюха», и его «бандитская» во всех смыслах версия на время становится очень популярной . Чижов перекроил песню на свой лад и к тому же подклеил оригинальный фрагмент от «девочки Даши». Спецы не постеснялись признать эту версию среди прочих как наиболее удачную. Надо подчеркнуть, что все эти версии – не варианты песни, а контрафактная продукция, а сами исполнители могут называться лишь авторами контрафакта, не более. Очень бы хотелось узнать, о чем говорили на программе «Подсолнух шоу» летом прошлого года – как жаль, что тогда я не застал эту программу в эфире!

Немного о радио-телевидении. Как передают непроверенные источники, «нашу» песню усиленно крутят на одном из самых дешевых в плане уровня материала канале, не будем во избежание конфликта его называть. Кому идут авторские, и на каких основаниях – мы этого не знаем.

Но, как говорится, на каждую лавочку есть свой DJ Слон, который мощными ногами сметает на своем пути Чижова и его компанию и, не долго думая, мастерит веселую попсу, которая тут же покоряет сердца и кошельки слушателей. Вместо «маленькой Даши» роль «девочки» сыграла некая Аня Воронина, она же «Ангел- А». Как говорится, «Русскому радио» и не снился такой успех – а вы говорили «все будет хорошо»! Все гораздо лучше! Ресторанно-развлекателый в розовых тонах коллектив «Мульти-Пульти Дискотека», словно не замечая монстра-слона, пытается протолкнуть свою версию песни , что выглядит явной халтурой, к тому же слова песни, да и мелодия намеренно отредактированы, однако факт нарушения авторских прав налицо и на лице.

Трогательную видео версию, как утверждается в клипе, основанную на реальных событиях, предлагает группа WOW. Музыка немного изменена вдогонку к перекроенному тексту, в котором, однако, основной ход "А ты меня любишь? Ага!", конеечно, же, присутствует. О самой группе в интернете, возможно, за давностью лет никаких упоминаний найти не удалось. Тем не менее, спасибо моим уважаемым читателям, в данном случае, Пешечке (видимо, так) за отклик.

Алексей Шамуилов

Я написал в гостевой книге официального сайта проекта DJ Слон & Ангел-А. На мой электронный вопрос об авторах песни мне пришел заранее заготовленный стандартный текст, в котором упоминается имя некоего Алексея Шамуилова как автора текста. Мол, именно Шамуилов именно DJ Слона и снабдил на якобы законных основаниях благословением и индульгенцией (то есть правами на исполнение песни).. Надо думать, далеко не безвозмездно, но вряд ли за баснословную сумму, у нас золотые прииски задорого не покупают.

Все-таки великая вещь – сайт «Одноклассники.Ру», да не померкнет в веках его имя. Попробуем познакомиться. Набираем Дарина Баранова. Действительно, такой человек существует – но всего один на всю базу. Нет, не она, не та Даша. Поговорили, познакомились, но, увы, мимо. Зато есть Алексей Шамулов. Он?

После долгих препирательств «с какой целью интересуетесь?» поступило заявление:

«Оставьте все сомнения!!! Песня моя!!! Написана мною, как уже сказано, очень давно. Авторское свидетельство на руках. Премия «Песня года 2007» тоже !!! А писать и говорить люди могут, что им угодно!!! Мне все равно – главное, что песню признали!!! Также новые песни скоро порадуют слушателей».

Новые песни от Шамуилова - это что-то новенькое, и все же, сохраняя спокойствие, я не перестаю давить, пытаясь между строк разгадать: кто там, на том конце провода, настоящий автор, шарлатан или банальный приколист? Почему он не торопится рассказать прилюдно всю правду о создании песни? Слава так обременительна? Или так тяжело придумать на ходу? Тем не менее, Алексей смягчается и, экономя буквы, выдавливает из себя:

«Я написал эту песню, когда мне было двенадцать лет. Песня написана в 1983 году. Записать ее не составило большого труда, поскольку у меня был магнитофон, привезенный из Израиля, где я в то время жил с родителями. А приезжал я в Крым в гости к бабушке, проживавшей тогда в Симферополе, и два сезона «тусил» в Артеке!!!»

Вроде все понятно. Все – да не все. Проверить год, указанный Шамуиловым, на предмет создания песни, как уже говорилось, вполне выполнимая, но муторная процедура. Утвердиться в мысли, что мальчик-израильтянин в советское время будет легко наведываться к бабушке в гости в Советский Союз очень сложно. Тогда и уехать было почти невозможно, а уж говорить о том, чтобы приезжать в гости – абсурд. Крым был закрытой территорией, и, чтобы попасть туда, нужно было разрешение ответственных органов, а как его мог получить не просто иностранец, а гражданин «враждебной» страны? Каким образом эмигрант, сын эмигрантов попадает в элитную советскую здравницу? И вообще маловероятно, что пацан, привезенный в другую реальность, будет писать про дождик, слякоть и зонтики. Все это звучит не более, чем издевательство над здравым смыслом, или просто банальная «деза».

К сожалению – говорю это абсолютно искренне – постепенно наше общение пошло явно под откос. Первая реакция на статью была даже доброжелательной, если не сказать, а какой-то мере конструктивной. Затем понеслись требования убрать фотоиллюстрацию, взятую, кстати, из открытого источника, а после и вообще как из рога изобилия посыпались обвинения – цитирую: «Кто нарушает постоянно авторские права - так это Вы!!!». Оказывается, чтобы процитировать господина Шамуилова и легальную, как я надеялся, версию, надо получить официальное разрешение. Если следовать такой логике, то вообще все сведения, которые когда либо и где либо получает журналист, опубликовать вообще невозможно. Кого и почему Вы так опасаетесь, господин Шамуилов? И, назвав меня словоблудом, не Вы ли сами переходите грань допустимого? Так, что такое солнышко, не подскажете?

РАО

В надежде получить хоть какую-то достоверную информацию автор связался с ответственным работником РАО, Российского авторского общества. Парадокс: заявить о своем авторстве на любую песню согласно действующему законодательству может каждый желающий. РАО, сказали мне, не проверяет достоверности информации, а лишь фиксирует ее. Так что не зафиксировать заявку любого самозванца сотрудник просто не имеет права. Так оно и есть – на авторство песни претендуют еще несколько кандидатов. Имелись ли в виду кто-то из тех, кого мы упомянули в своем повествовании, или кто-то еще, уточнить не удалось. Но мы знаем, что один из адвокатов, занимающийся делом, по иронии судьбы, носит фамилию Баранов.

Мы сравнили те объяснения, которые Алексей Шамуилов предоставил в РАО и мне, автору статьи – они разные. Возможно, с РАО он был более откровенен или убедителен. Тем не менее, «убедительные» претензии на песню в РАО продолжают поступать, доставляя сотрудникам массу беспокойства. К слову, найти настоящую Дашу Баранову тоже не удалось – по слухам, она уехала с родителями в Украину, где и проживает в настоящий момент.

Эпилог

Таким образом, поставить точку во всей это истории я бы не торопился, на данный момент остается только развести руками над новой кучей словесного мусора. Что касается получения премии за «Песню года» - замечательное событие, когда лауреатом становятся соответственно произведение, написанное минимум на двадцать лет раньше, и человек, чье авторство, мягко говоря, не очевидно. Тем не менее автор с благодарностью примет любые замечания, новые факты и даже опровержения.

Дмитрий Выхин

Песни о первой любви


Сборник детских песен