Михаил Ильин
Чёрным по белому. Рассказы о книгах. Рассказ первый
История пропавшего отряда
"Это было, - начал капитан, - в 1837 году. Был я еще совсем молодым парнем. Плавал я по реке Миссисипи на пароходе "Джордж Вашингтон", на том самом, который потом затонул от взрыва парового котла.
Как-то в Новом Орлеане ввалился на наш пароход целый отряд. Это была экспедиция, отправлявшаяся на исследование болот и лесов, от которых теперь и следа не осталось.
Все это были люди молодые, веселые. Один только начальник был человек пожилой и серьезный. Шутить он не любил, все больше молчал и что-то рассчитывал в записной книжке. Сразу видно было, что человек он ученый. Зато остальные любили и пошутить и выпить, особенно солдаты, которые должны были охранять разведчиков.
Когда отряд сошел на берег, на пароходе такая тишина настала, точно пароход совсем опустел.
Сначала мы часто о них вспоминали, ну а потом, как водится, и забыли.
Прошло три месяца или четыре - не помню. Я уже тогда перешел на другой пароход - "Медузу".
Подходит ко мне как-то один пассажир, седенький такой старичок, и спрашивает:
- Вы Джон Киппс?
- Я самый, - говорю.
- Вы, я слышал, раньше на "Джордже Вашингтоне" плавали?
- Плавал,- говорю. - А вам-то что?
- А вот, - говорит, - в чем дело. На этом пароходе уехал с отрядом разведчиков мой сын Том. Да так и пропал вместе со всем отрядом. Сколько их ни искали, не могли найти. Теперь я сам на поиски еду. Может быть, он где-нибудь больной лежит.
Посмотрел я на старика. Жалко мне его стало. Куда ему в лес идти - там и лихорадку легко схватить, и индейцы белых подстреливают.
- Что ж вы, так один и пойдете? - спрашиваю.
- Нет, - говорит. - Мне обязательно нужен товарищ. Не укажете ли вы, кто бы согласился со мной отправиться? Я денег не пожалею - ферму продам, если надо будет.
Подумал я и говорю:
- Если я вам гожусь, дело слажено.
На другой день сошли мы на берег.
Запаслись провиантом, купили пистолеты, карабины, палатки, наняли индейца-проводника, расспросили окрестных жителей и пустились в дорогу.
Сколько миль мы прошли - и сказать трудно. Уж на что я здоровый человек, и то из сил выбился. Местность там сырая, болотистая. Стал я старика уговаривать вернуться.
- Видимо, мы с пути сбились,- говорю. - Если бы здесь отряд проходил, какой бы нибудь след от него остался. А ведь мы который день идем - и ни одной головешки от костра.
Проводник то же самое советовал.
Кажется, уговорили бы, да помешала, представьте себе, простая медная пуговица. Эта пуговица и уложила старика в могилу.
Остановились мы отдыхать на полянке. Разложили мы с индейцем костер, стали палатку натягивать. Присел старик на пенек да как вскрикнет:
- Джон, смотри! Пуговица!
Посмотрел я: действительно, пуговица, какие тогда солдаты носили.
Совсем тут старик с ума сошел. Смотрит на пуговицу и плачет.
- Это моего Тома пуговица. У него такие были. Теперь-то уж мы его найдем.
Говорю я ему:
- Да с чего вы взяли, что эту пуговицу Том потерял? Ведь их восемь человек было, солдат.
- Нет, - говорит старик, - ты со мной не спорь. Я эту пуговицу как увидел, сразу узнал.
Пошли мы все трое дальше.
Теперь старик ни за что не хотел назад идти, да и я его звать перестал. Пуговица какой ни на есть, а все-таки след.
На другой день старика лихорадка схватила. Весь в жару, трясется, а прилечь не хочет.
- Надо, - говорит, - торопиться. Меня там Том ждет.
Наконец не выдержал, свалился без памяти. Провозился я с ним денька два, как с родным - очень я к нему привык, - да помочь ничем не мог.
Помер старик, а пуговица так в кулаке у него и осталась. Похоронили мы его и пошли назад, да только другим путем. Тут-то, как назло, и стали нам настоящие следы попадаться. Сначала следы костра нашли, дальше - фляжку, а потом самое интересное - кусок коры. Я его уж сколько лет храню...
Капитан достал шкатулку с изображением трехмачтового корабля на крышке, отпер ее и вынул кусок бересты, на котором нарисована была картинка.
- Картинку эту, - продолжал капитан, - нарисовал один из индейцев, сопровождавших отряд. По-видимому, отряд сбился с дороги и долго блуждал по лесу. Чтобы дать о себе знать, проводники, по обычаю их племени, оставили в лесу весточку - письмо на бересте. Письмо было прибито к дереву на поляне, на видном месте.
Разобраться в картинке помог мне проводник-индеец.
По его словам, летящая птица указывает на путешествие. Восемь человек и с ними рядом восемь ружей - это солдаты, среди которых был и бедный Том. Шесть маленьких фигурок- это участники экспедиции. Тот, который с книгой, - начальник. Человек с копьем и человек с трубкой - индейцы-проводники. Костры обозначают стоянки. Бобр, повернутый вверх ногами, обозначает, что один из индейцев, по имени Бобр, погиб в пути.
Сразу после того как мы нашли это письмо, я решил возобновить поиски отряда. Мы пошли дальше по этой дороге и через неделю нашли заблудившийся отряд.
Много лет с тех пор прошло, а как взгляну на этот кусок коры, так и вспомню старика с его пуговицей".
На куске коры, который показывал капитан автору этой книги, был нарисован вверх ногами бобр. На могильных памятниках индейцев всегда можно найти рисунок, изображающий животное, именем которого назывались умерший и весь его род.
Вот, например, камень, на котором нарисован олень. По рисункам, высеченным на камне, можно узнать всю историю человека, погребенного под ним. Звали его, вероятно, Быстроногий Олень или что-нибудь в этом роде. Он прославился как охотник на лосей - об этом говорит нарисованная ниже голова лося. Он участвовал во многих походах и сражениях, число которых обозначено черточками. Последняя война продолжалась два месяца - изображены две луны и топорик-томагавк. В этой войне он и погиб, о чем рассказывает нам перевернутый олень, нарисованный под двумя лунами.
Всю биографию человека можно прочесть иногда на нем самом: у очень многих народов существует обычай украшать свое тело рисунками и узорами.
У полинезийцев каждый рисунок татуировки имеет свое значение. Страшная рожа на груди - это изображение какого-то божества. На такой знак имеет право только вождь. Узор из черточек и квадратиков говорит о походах, в которых участвовал воин. Узор из белых дужек и черных кружочков - это память о победах, одержанных вождем над врагами.