Аполлон Майков
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) - русский поэт.
Древний род Майковых был богат одаренными людьми. Среди них - русский богослов XV века Нил Сорский, поэт екатерининских времен Василий Майков. Отец Майкова - академик живописи, мать - поэтесса и переводчица, брат Валериан известен как литературный критик и публицист, другой брат, Леонид, стал историком литературы, издателем.
Детство Аполлона Николаевича Майкова прошло в имении отца неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. В 1834 году семья переехала в Петербург. В ранние годы Майков почти в равной степени увлекался и живописью, и литературой (лишь сильная близорукость не позволила ему в дальнейшем пойти по стопам отца). Первые свои, преимущественно прозаические, опыты, в которых заметно влияние Гоголя, Майков помещал в домашних рукописных журналах. Затем в его занятиях стала преобладать поэзия, и в 1842 году, едва закончив юридический факультет Петербургского университета, он издал свою первую книгу стихов.
В том же, 1842 году Майков уехал за границу, где провел около двух лет. В Париже он слушал лекции известных ученых, в Риме участвовал в "веселых кутежах русских художников", ежедневно совершал поездки верхом по римской долине, делал эскизы, писал стихи. Итогом итальянских впечатлений стал новый цикл стихов "Очерки Рима" (1847). Именно в итальянский период наступает в творчестве Майкова первый "слом": от поэзии антологической он стремится к поэзии "мысли и чувства", а от старины - к жизни современной. Так Майков создает поэтические портреты современных обитателей Рима ("Нищий", "Капуцин", "Lorenzo").
Вернувшись в Россию, Майков определился помощником библиотекаря в Румянцевский музей. Круг его общения второй половины 40-х годов - Тургенев, Григорович, Некрасов, Белинский. В литературном отношении Майков в это время испытывает воздействие принципов натуральной школы. Он много печатается в "Отечественных записках", в некрасовском "Петербургском сборнике" на 1846 год выступает с поэмой "Машенька". Чуть раньше им была написана поэма "Две судьбы", повествующая об истории "лишнего" человека.
Идеологически Майков в это время близок западничеству. Через брата Валериана он приобщается к движению петрашевцев. Но уже вскоре их систематическая критика всех действий правительства начинает его угнетать. В движении петрашевцев Майков усматривает утопизм, "не соответствующий идеалу человеческого совершенства", "много вздору, много эгоизма и мало любви". В кризисный для него момент Майков попадает в "молодую редакцию" "Москвитянина" и неожиданно для себя находит там не только сочувствие, но и поддержку своим изменившимся взглядам. Отрицание принципов западноевропейской цивилизации пройдет сквозной темой сборника Майкова "1854-й год", очень точно отразившего умонастроения поэта того времени. Другая сквозная тема сборника - историческая миссия России, преградившей полчищам Батыя путь на Запад и предотвратившей тем самым гибель европейской цивилизации ("Клермонтский собор" и др.). В эти же годы Майков становится убежденным монархистом, иллюзорно уверовав при этом в величие личности Николая I (стихотворение "Коляска" и написанные в форме народного сказа "Пастух", "О том, как отставной солдат Перфильев..." и др.).
Творчество Майкова 50-х годов, как бывает у истинного поэта, оказывается гораздо шире его идейных установок. Наряду со стихами на социальную тему (цикл "Житейские думы", идиллия "Дурочка"), стихами политического и идеологизированного характера Майков создает стихи, продолжающие эстетические и антологические принципы его ранней поэзии: циклы "Фантазии", "Камеи". В конце 50-х годов он создает циклы "На воле", "Дома", "Весна", "Под дождем", "Сенокос". Гармонический взгляд на природу, до сих пор свойственный лирике Майкова, теперь дает себя знать в зарисовках русских деревенских пейзажей.
В 1859 году еще раз в творчестве Майкова возникнет итальянская тема, связанная с его участием в морской экспедиции на острова греческого архипелага. Корвет, на котором плыл Майков, в Грецию не попал, но задержался в Неаполе. В результате вместо одного задуманного возникло два цикла: по свежим итальянским впечатлениям был написан "Неаполитанский альбом" - своеобразная повесть в стихах из народной жизни Неаполя, а как следствие предварительного изучения новогреческой истории и культуры созданы "Новогреческие песни" ("Колыбельная песня", "Ласточка примчалась" и др.).
Последние четверть века в жизни Майкова стали, в сущности, уходом его от эмпирической действительности в сферу вечных вопросов бытия, общих размышлений о ходе развития цивилизаций. С другой стороны, центральное место в размышлениях позднего Майкова занимают судьбы России, ее настоящее и прошлое, ее историческое предназначение. . Вместе с тем в 80-е годы у Майкова появляется и ряд стихотворений, проникнутых чувством глубокой религиозности и веры в то, что религиозное смирение составляет главную особенность русского человека ("Оставь, оставь!..", "Близится вечная ночь..." и др.).
В книге "Вечные спутники" Мережковский писал: "Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы". Пожалуй, и в самом деле, для русского поэта Майков имел малопоэтическую биографию: не был преследуем, не умирал на дуэли или на эшафоте, его не раздирали мучительные страсти. Все внешнее у него ушло глубоко внутрь. Но именно его внутренняя, духовная эволюция, его путь от "греков и римлян" к русской действительности, русской истории, истории чужих народов, поэзии Священного Писания, к вечным вопросам бытия - все это и стало его биографией, его истинной судьбой.
По материалам: "Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти томах. Москва, Детская литература, 1996".
Детские поэты || Стихи для детей