Иван Бунин
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже. Иван Алексеевич принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения. Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился 4,5 года, был исключен (за неуплату денег за обучение) и вернулся в деревню, где получил домашнее образование.
Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: "Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги".
Бунин дебютировал как поэт в 1887 г. В 1891 г. в Орле вышла первая книга стихов. В 1893-1894 гг. писатель пережил увлечение толстовством, занимался бондарным ремеслом, посещал толстовские колонии. Горячие симпатии к личности и творчеству Толстого Бунин сохранил на всю жизнь. В это же время писатель стал печататься в столичных журналах, и его творчество вызвало внимание литературных знаменитостей (критика Н. К. Михайловского, поэта А. М. Жемчужникова), которые помогли Бунину опубликовать стихи в журнале "Вестник Европы". В 1896 г. Бунин напечатал свой перевод "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло. С выходом в свет сборника "На край света" (1897), "Под открытым небом" (1898), "Стихи и рассказы" (1900), "Листопад" (1901) Бунин постепенно утверждает свое самобытное место в художественной жизни России.
Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы писателя - "Перевал", "Новая дорога", "Святые Горы", "На край света", "Сосны", "Антоновские яблоки" - исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей окружающей его действительности. С 1902 г. Бунин стал сотрудничать в горьковском издательстве "Знание", что, впрочем, не препятствовало его участию в изданиях символистской и модернистской ориентации ("Скорпион", "Шиповник", "Земля").
В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за "Листопад" и "Песнь о Гайавате". В 1909 г. он был избран почетным членом Академии наук, причем признание получила прежде всего его поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. К. Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха, характерному для русской поэзии начала века. Первостепенное место в литературной жизни России Бунин занял в 1910-е гг., когда вышли в свет повести "Деревня" и "Суходол", "крестьянские" рассказы ("Древний человек", "Хорошая жизнь", "Ночной разговор", "Веселый двор", "Игнат", "Захар Воробьев", "Князь во князьях", "Иоанн Рыдалец", "Я все молчу", "Худая трава"), а также произведения, посвященные вечным темам любви и смерти, добра и зла, красоты жизни и ее жестокости: "Господин из Сан-Франциско", "Братья", "Легкое дыхание", "Сны Чанга", "Петлистые уши". В 1909-1911 гг. писатель занялся осмыслением событий потрясшей страну революции 1905-1907 гг.
Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к истории исполнено горечи и сарказма, порой сгущающегося до особенно жесткого юмора, порой переходящего в резкое отчуждение. Эти новые герои, с одной стороны, пустоболты, бездельники и шатуны ("Веселый двор"), с другой - мироеды и кулаки ("Хорошая жизнь"), а кроме того, еще и заскорузлые во грехе нераскаянные убийцы ("Ночной разговор"), занимают место стихийных праведников и мудрецов, героев ранних рассказов писателя. Социальная тема у Бунина дана в философско-историческом и психологическом плане. "Меня интересуют не мужики сами по себе, - писал Бунин, - а душа русских людей вообще. (...) Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа у тех и у других, я считаю, одинаково русская".
Особенно четко это проявилось в повестях "Деревня" (1910) и "Суходол" (1911). В это же время, в 1908-1911 гг., Бунин обращается к созданию путевых очерков о поездках по странам Востока.
Подлинных вершин художественного мастерства он достигает в новеллистическом творчестве 1910-х гг. Шедевры его новеллистки этой поры (рассказы "Господин из Сан-Франциско" (1915), "Братья" (1914), "Легкое дыхание" (1916), "Сны Чанга" (1916) и другие), исполненные отточенного стилистического совершенства, отличает редкостный сплав острого трагизма бытия и восхищения чувственной прелестью жизни.
События 1917 г. писатель встретил враждебно. Он считал, что в России "вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество". Размышлениям над ходом революционных событий посвящен дневник "Окаянные дни".
В 1920 г. Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Здесь им был написан роман "Жизнь Арсеньева" (1930) и цикл рассказов "Темные аллеи" (1943).
Вскоре после романа в свет, в 1933 г., Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе "за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер".
В последние годы жизни писатель создал книги воспоминаний - оригинальное философское сочинение "Освобождение Толстого" (1937) и книгу об А. П. Чехове (опубликована посмертно, 1955).
Скончался 8 ноября 1953 в Париже.
Детские поэты || Стихи для детей