Иоганн Вольфганг Гёте
Иоганн Вольфганг фон Гёте (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы; естествоиспытатель, мыслитель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. Отец его был имперским советником, бывшим адвокатом, мать Катарина Элизабет Гёте — дочь городского старшины. Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм. Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы. Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой», с «Метаморфозами» Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование: мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому, латыни, греческому и итальянскому, получил уроки танцев, верховой езды и фехтования.
В 1765 году отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбургском университете в 1770 году, где защитил диссертацию на звание доктора права.
Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой.
Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. К 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил.
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И. Г. Гердером - ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал "Гёца фон Берлихингена" и, используя шекспировские «уроки», начал работу над "Эгмонтом" и "Фаустом". Также он помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни.
Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию.
Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – "Вильгельма Мейстера", "Эгмонта", "Ифигении" и "Тассо"). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И. И. Винкельмана.
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф. Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические "Ксении" и баллады (1797), были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в том числе "Римские элегии" - плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте (к этому времени они уже имели несколько детей.). Он закончил "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1795–1796), продолжил работу над "Фаустом" и написал ряд новых произведений. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов "Беседы немецких эмигрантов", куда вошла и неподражаемая "Сказка".
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман "Избирательное сродство" (1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал "Западно-восточный диван" - сборник любовной лирики. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи "Западно-восточного дивана". Те же качества проявляются в "Разговорах в прозе и в стихах", "Орфических первоглаголах" (1817), а также в "Разговорах с И. П. Эккерманом", опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал "Вильгельма Мейстера" и" Фауста".
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
Стихи поэта
Детские поэты || Стихи для детей