Все для детей
Вы находитесь здесь: ГлавнаяРодная речьСтихи для детейПоэты

Александр Блок

Александр Блок

Блок Александр Александрович (1880 - 1921), поэт, драматург, эссеист. Родился 16 ноября (28 по новому стилю) в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи.
Блока ревниво оберегали от малейших соприкосновений с внешним миром, с "грубой жизнью". Он рос сосредоточенным, углубленным в себя. Все лето проводил в подмосковном имении деда - Шахматове. Он учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком.
По окончании гимназии поступил ("довольно бессознательно") на юридический факультет университета, в 1901 перешел на историко-филологический, интересовался древней философией и филологией, писал стихи, увлекся театром и мечтал о поступлении на сцену.
В эти годы под влиянием философии и поэзии Владимира Соловьева Блоком овладели возвышенно-романтические и мистические переживания. Мировая душа, "единая внутренняя природа мира", по Соловьеву, призвана спасти земной шар и духовно обновить человечество. Именно эта сторона соловьевской проповеди особенно увлекла Блока, отразилась в его юношеской лирике.
В 1903 г. Блок женился на Л. Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева. Через год после женитьбы вышла первая книга стихов А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме", в которой он выступил как символист.
События революции 1905 наложили отпечаток и на литературу того времени, пробуждая в ней темы протеста, социальной активности. Откликнулся на революцию и Блок: "Митинг", "Вися над городом всемирным...", "Шли на приступ. Прямо в грудь...". Вторая книга "Нечаянная радость" сделала имя Блока популярным. Среди этих стихов были такие, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1907 написан цикл "Снежная маска".
В 1906 Блок обращается к драматургии: лирическая драма "Балаганчик" стала важной вехой в его творчестве, отразив изменения в его мироощущении, освобождение от декаданса и новое понимание им роли искусства в жизни общества и назначения художника.
В 1907-1908 Блок вел критическое обозрение в журнале "Золотое руно", выступал со статьями по вопросам литературы, театра, формулировал задачи искусства. Усилилась его общественная позиция: в статьях и публичных докладах он часто стал говорить о разрыве между народом и интеллигенцией ("Народ и интеллигенция").
Поэтическая слава Блока росла, чему способствовал выход сборника стихов "Вольные мысли" (1907), "Земля в снегу" (1908), цикл "На поле Куликовом" (1908).
В эти годы Блок решительно пересмотрел свои общественные и художественные взгляды, изменил прежнее отношение к современной реалистической литературе. Критические выступления Блока были встречены символистами в штыки, разлад перерос в открытый острый конфликт. Реакция не обезоружила поэта, наоборот, глубокие трагические переживания этих лет разбудили могучие творческие силы, привели к созданию таких произведений, как "Роза и крест", "Соловьиный сад", "Возмездие". Раздумья Блока касались великих тем: жизнь, история и человек, стихия и культура, Россия и революция.
Крушение царской России обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не принес народу избавления от войны, которая продолжалась. Наступившую Октябрьскую революцию он принял восторженно и в числе очень немногих представителей интеллигенции заявил о своей готовности сотрудничать с молодой советской властью. Революцию он воспринимал как историческое возмездие за распад уже сильно пованивавшей монархии. В 1918 г. он написал поэму "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статью "Интеллигенция и революция".
Так Блок оказался между двух огней. С одной стороны, его пытались "поставить на службу революции", читали в агитбригадах конец "Двенадцати" так: "В белом венчике из роз - Впереди идет матрос" (вместо "Иисус Христос"). С другой стороны, ему демонстративно не подавали руки за то, что он "продался большевикам". Христианского смысла поэмы не уловил никто, потому что формула "кто не с нами, тот против нас" была свойственна не только красным, но и белым. А Блок не был ни тем, ни другим. Он, как большой поэт, не мог быть примитивно одноцветен.
Блок активно включился в работу по культурному строительству молодой Советской республики: трудился в правительственной комиссии по изданию классической литературы, в учрежденном Горьким издательстве "Всемирная литература", был избран председателем управления Большого драматического театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов и др.
Но чем дальше, тем больше его тяготили эти разнообразные обязанности, он испытывал резкий упадок духовных сил. Разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызвали глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока. Весной 1921 появились признаки тяжелой болезни сердца, от которой 7 августа Блок скончался. Блок умер вместе со своей эпохой, с ее культурой, одинокими обломками которой остались Ахматова, Цветаева, Пастернак.

Детские поэты || Стихи для детей