Детская застенчивость
Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента, который передается по наследству подобно кудрявым волосам и голубым глазам. Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не считайте это проблемой. Многие дети избавляются от застенчивости по мере того, какучатся вращаться в компании других и получают определенный опыт. Не надо, чтобы у ребенка создалось впечатление, будто вы разочарованы в нем. Но иногда стеснительность перерастает в проблему, которая может привести как к трудностям в учебе, так и к несчастливой жизни из-за недостаточного общения с другими. Застенчивые дети не могут заставить себя обратиться за помощью. Исследования студентов показали, что застенчивые студенты реже своих незастенчивых коллег обращаются за информацией. Они попадают в более трудное положение, и это наносит ущерб их карьере. Специалисты придерживаются единой точки зрения — если стеснительность вашего ребенка превратилась в серьезную проблему, приниматься за ее исправление нужно как можно раньше.
Принято считать, что застенчивость — это боязнь других людей. На самом деле под этим понятием кроется желание спрятаться на некоторое время от чужих глаз для того, чтобы издалека посмотреть на этого нового, пока неизвестного человека и разработать тактику общения с ним. В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его « просто так», существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться от чужих глаз и из «укрытия» присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.
Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8—9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются ЛЮДИ, а не сумма отдельных характеристик.
Любой незнакомец — чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес — ведь все новое вызывает исследовательское любопытство.
Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется примерно полтора года. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три года одновременно с открытием собственной активности.
До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями, которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он — самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.
Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было безразлично), что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает его самого. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же «отдельных» людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно — перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.
Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым. Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать — он стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден — он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.
Постепенно малыш становится субъектом отношений. Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он — активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди.
В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми вдетском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью.
Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети — не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием общаться.
Если застенчивость мешает. Вы замечаете, что при встрече с незнакомыми людьми ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями. Малыш ограничивает себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь об одном — провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности при общении.
Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей, рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. Может быть, вы сами воспринимаете встречи с новыми людьми как визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежью услугу — вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.
Как помочь ребенку обрести уверенность при общении с другими людьми?
Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький человек убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность. Кроме того, детям полезно знать что их родители и близкие не инструменты для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и чувствами.
Можно попытаться «обезоружить» пугающие ситуации Постарайтесь выведать, что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируйте вместе с малышом о том. что будет происходить, предложите свои варианты и поощряйте идеи малыша.
Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми, сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов - пережив страх «понарошку», он легче сможет побороть настоящий испуг.
Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть, попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш будет тем, кто отвергает, оценивает, насмешничает, а вы — тем, кто с этим справляется. Кстати, если вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на неприятные детские переживания глазами взрослого человека.
Не ставьте на это ярлык. Если вы назовете ребенка застенчивым, вы будете обращать внимание только на его застенчивость и исключите все остальное, что не является таковым. Это отражается на поведении ребенка и также влияет на ваше отношение к нему. Вместо этого указывайте на сильные стороны малыша. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он застенчив. Кроме того, пользуйтесь описательными словами, подчеркивающими сильные стороны его поведения. Например, застенчивого человека лучше описывать как осторожного, осмотрительного или как все тщательно обдумывающего.
Поинтересуйтесь его чувствами. Вместо того, чтобы упрекать ребенка, когда он проявляет застенчивость, беспристрастно объясните ему его возможные чувства. Если он прячется за вашей ногой, вместо того чтобы играть с друзьями, скажите: «Похоже, что ты не уверен, хочется ли тебе сейчас играть». Иногда подобные замечания могут быть точным отражением чувств ребенка, но не служат упреком. Организуйте встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства. Позвольте ему пригласить домой одноклассника после окончания занятий в школе. Или пусть он побывает дома у товарища, который ему, по-видимому, нравится. Чем спокойнее проходят встречи, в которых пршжмают участие застенчивые дети, тем менее беспокойными они становятся.
Сами проявляйте общественную активность. Когда ваш ребенок еще маленький, старайтесь привлекать в свой дом побольше людей. Пригласите друзей на шашлык в субботу или пусть к вам приходят, чтобы во что-нибудь поиграть вечером. Пригласите на обед знакомых родителей с ребенком. Часто это бывает трудным в тех семьях, где работают и отец и мать, но застенчивому ребенку нужно привыкнуть к окружению, где он встречается с другими людьми, чтобы такие события не пугали его.
Будьте наготове рядом со своим ребенком. Для стеснительного ребенка общество большого количества людей может казаться пугающим. Не следует входить в комнату, полную людей, и оставлять ребенка в одиночестве. Держите его за руку, пока он не почувствует себя в привычной обстановке. Пусть он сам отпустит вашу руку. Доктора рекомендуют подойти к другому ребенку или группе детей и начать разговор с ними, ожидая, что ваш ребенок тоже вступит в беседу. Застенчивый ребенок нуждается в чувстве безопасности, и ему надо знать, что вы находитесь рядом, если у него возникнет потребность в вашей поддержке.
Поощряйте своего ребенка, чтобы он разговаривал дома.Установите дома ежедневный период «хороших новостей». Во время ужина или перед отходом ко сну пусть ребенок поделится с вами хорошими новостями прошедшего дня. Прислушивайтесь к тому, что он рассказывает о самых интересных событиях, случившихся с ним в течение дня, не вмешиваясь, и затем согласитесь с его впечатлениями. Вы можете спросить, что именно ему понравилось больше всего, но не надо излишне расхваливать ребенка. В это время вам нет нужды давать самую высокую оценку его поведению, это просто шанс разделить с ребенком его чувства. Когда ребенка с уважением выслушивают и соглашаются с ним, это помогает повысить его самоуважение.
Следуйте за ребенком.Не заставляйте ребенка попадать в неудобные ситуации. Вместо этого внимательно прислушивайтесь к тому, что он вам говорит, чтобы направить его затем в сторону людей и занятий, к которым он проявляет интерес. Вы стараетесь мягко и незаметно вернуть его в нормальное психическое состояние, а в этом успеха можно добиться лишь в том случае, если ребенок делает то, что ему самому нравится.
Добавьте остроту разнообразия. Трудно угадать, какое занятие пробудит у застенчивого ребенка искорку интереса, поэтому обязательно принимайте участие во всем разнообразии мероприятий, проходящих в районе, где проживает ваша семья, начиная с уроков плавания и до детского театра. Это поможет вам и вашему ребенку выяснить, каковы его интересы. Такой процесс напоминает пищу. Вы предоставляете в его распоряжение все основные виды пищи, и он выбирает, что ему больше нравится. Заручитесь поддержкой воспитателя. Отзывчивый, проявляющий сочувствие воспитатель может помочь вам выманить ребенка на открытый простор, увлечь его множеством интересных занятий или дать ему в спутники дружески настроенного одноклассника, жизнерадостного и энергичного. Объясните ему, что вы стараетесь найти занятие для своего ребенка, которое поможет ему приобрести уверенность в самом себе. Всякий раз демонстрируйте, как высоко вы цените его помощь. Если он поймет, насколько высоко вы цените оказываемую им поддержку и как вы благодарны за его отзывчивое отношение к вашему ребенку, он приложит еще больше усилий.
Проведите генеральную репетицию. Новые незнакомые ситуации представляют собой настоящий кошмар для стеснительных людей, поскольку они склонны переоценивать угрожающую им опасность. Если ваш ребенок отправляется в гости, начинает учиться в новом классе или вы переезжаете в другой район, поговорите с ним о том, что произойдет, и обсудите некоторые вещи, которые он может увидеть, услышать или сделать. Если это возможно, побывайте в новом районе или в школе вместе с ребенком, поговорите с его новыми учителями и дайте ему возможность встретиться с другими детьми. Чем больше вы познакомите ребенка с новой ситуацией, тем меньше он будет опасаться того, что ему предстоит.
Оставайтесь спокойным, уравновешенным и невозмутимым. Даже если вы испытываете беспокойство по поводу того, как поведет себя ваш ребенок в новой ситуации, не показывайте этого. Многие родители, которые сами были в прошлом застенчивыми, очень беспокоятся о том, что их ребенок повторит то же, что пережили они. Они могут проявить такое напряжение, что оно передастся ребенку.
Поделитесь своим опытом. Поскольку 93% всего населения признают, что они проявляли застенчивость по крайней мере иногда, у вас без сомнения есть что рассказать своему ребенку и поделиться с ним опытом собственных переживаний. Такие рассказы помогут застенчивому ребенку чувствовать себя более уверенно в аналогичных ситуациях. У всех людей бывает время, когда они испытывают стеснительность. Это естественное чувство, свойственное людям. Поделитесь с ребенком опытом, как вам удалось преодолеть неуверенность в себе. Детям нужно убедиться в том, что это всего лишь еще один аспект повседневной человеческой борьбы и что он может справиться со своими чувствами.
Не требуйте совершенства. Еще одной проблемой является вера в то, что умение находить себя в обществе каким-то образом означает постоянное идеальное поведение. Застенчивые дети должны понять, что умение дружить с другими детьми совсем не означает, что от них требуют совершенства. Люди думают, что им нужно вести себя подобно кинозвездам. Однако детям следует дать понять, что способность дружить не означает, что они идеальны.
Полезная информация для родителей