Приучаем ребенка к аккуратности
От 2 до 3 лет
В этом возрасте к уборке лучше приучать в форме игры. Например, прилетел злой ветер и разбросал все игрушки. Они плачут, хотят спать, но не могут найти своё место, и тут прилетел добрый волшебник (-ца) и стал помогать игрушкам. Не забывайте спрашивать у «волшебника» его мнение и учитывать пожелания. В какую коробку или на какую полку он предпочитает поставить кубики, куда положит машинки... Таким образом малыш научится осваивать своё личное пространство. В конце игры игрушки благодарят «волшебника» и желают ему добрых снов.
От 3 до 4 лет
У деток этой возрастной группы появляется желание копировать взрослых. Да вы и сами наверняка замечали: стоит заняться уборкой, как малыш тут же готов прийти на помощь. Дайте губку, веник, пусть ребёнок почувствует себя большим, а потом обязательно похвалите «помощника» за сделанную работу: «Какой ты молодец , как чисто всё помыл , как аккуратно убрал!» Кстати, в этом возрасте можно и нужно научить малыша последовательности наведения порядка. «Давай уберём сначала большие предметы - кукол и мишку, соберём книжки и поставим их на полочку. Видишь, сколько места сразу освободилось! А теперь соберём маленькие предметы - кубики и конструктор сложим в коробку ...» Таким образом вы не только приучите малыша к аккуратности, но и разовьёте способность систематизировать, необходимую для развития пространственного мышления.
От 4 до 5 лет
Ребёнок уже в состоянии без посторонней помощи убирать после себя игрушки. Однако если он не заботится о своих «друзьях» , бросает их где попало, не угрожайте: «Не уберёшь — выброшу всё в мусор!» Предупредите, что однажды ночью игрушки могут обидеться и уйти. Потом, конечно, они пожалеют хозяина и вернутся при условии, что он пообещает заботиться о них.
НА ЗАМЕТКУ. Дети этого возраста очень болезненно воспринимают вторжение в их личное пространство. Чтобы избежать слёз и конфликтов, старайтесь не прерывать ребёнка в самом разгаре игры Предпочтительнее подождать немного или предупредить его: «Через десять минут начинаем уборку» или «Мы идём в парк через двадцать минут, у тебя есть время, чтобы убрать игрушки».
От 5 до 6 лет
В этом возрасте ребенок может не только наводить порядок в своих игрушках и книжка , но и выполнять некоторые домашние обязанности. Хорошенько подумайте, что вы могли бы поручить своему малышу? Вытирать со стола? Подметать? Попивать цветы? Составьте список из двух-трёх дел: если обязанностей будет слишком много, это может побудить его отказаться от всех.
Теперь наступает самый важный момент - обучение. Причём показать весь процесс надо от начала и до конца и при необходимости повторить. Допустим, вы хотите поручить ребёнку вытирать пыль и поливать цветы. Покажите, где лежит специальная тряпочка, как её намочить, какими должны быть движения, чтобы пыль не разлеталась по всей комнате и т. п. Расскажите, сколько раз в неделю надо поливать каждое комнатное растение, сколько оно требует воды и почему: «Вот этот цветок растёт очень быстро, он молодой, ему надо много воды. А это старый мудрый кактус. Он родился в пустыне под палящим солнцем и привык пить очень мало».
Будьте терпеливы, если поначалу у ребёнка не всё будет получаться. Покажите ещё раз, только не говорите: «Ой, уйди. Я лучше сама всё сделаю». Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Лучше скажите: «Вот, уже хорошо. Почти получилось. Никто не рождается с «умными» ручками . Думаешь, я всё умела? Да ничего подобного! Но я научилась, и ты научишься».
Полезная информация для родителей