Поговорим с нашими детьми
Как правильно построить беседу с ребенком
Беседа с ребенком – это только часть вашего с ним общения, но она – именно та часть, которая начинается еще до его рождения.
Находясь в утробе матери, младенец уже в состоянии слышать голоса матери и тех, кто находится с ней в постоянном контакте. Когда ребенок рождается, он уже способен распознавать эти голоса.
Именно слушая речь взрослых, дети учат язык.
Важно помнить, что ребенок в каждом возрасте находится на определенном этапе развития и не способен понимать окружающий мир и события так же, как взрослый. Важная способность родителя – научиться говорить с ним на его уровне.
Младенцы и малыши, которые только учатся ходить, еще не могут говорить, но они уже в состоянии понять физические и эмоциональные изменения в окружающих их людях.
В возрасте от 3-х до 5-ти лет дети обладают так называемым «магическим мышлением». Они искренне верят в то, что окружающий мир может изменяться от их пожеланий или чаяний (загадав подарок на день рождения или Новый Год, он обязательно появится или обидчик будет наказан, если пожелать ему зла).
Между 6-ю и 12-ю годами дети познают причинно-логическую связь окружающего мира. Они уже имеют определенные познания о внешнем мире, а непонятные для себя вещи или нестыковки в их понимании объясняют собственными теориями.
Каждый день дети познают новые вещи, и у них всегда есть желание обсудить свои переживания по этому поводу. Часто все, что они хотят от вас – это увидеть в вас заинтересованного слушателя.
Полезные подсказки, помогающие наладить общение с детьми
Выслушайте малыша внимательно – покажите, что он важен для вас!
Хорошему общению с ребенком всегда предшествует хорошее слушание. Дети гораздо лучше взрослых чувствуют, что они не интересны родителям. Если у вас активный ребенок, то он настоит на своем: будет привлекать ваше внимание более настойчиво. Но, если ваш малыш более учтивый или ранимый, то он замкнется и реже будет выходить на контакт с вами.
При этом важно помнить, что дети не всегда могут понять и, тем более, назвать свои чувства и переживания, поэтому родителям нужно уметь не только видеть, какие эмоции испытывает их малыш, но и постепенно учить его называть и самому понимать их.
Старайтесь всегда обращать внимание на то, что говорит ребенок, и не прерывайте его рассказ – это покажет малышу, что он для вас интересен и дорог.
Не бойтесь исправлять его ошибки!
Ваш малыш еще только учится ориентироваться в своих переживаниях и окружающем мире, поэтому многие вещи он может не понимать или ошибочно толковать. На каждом этапе его развития важно проверять правильное понимание ребенком ситуации, и, если ребенок запутался, спокойно и без агрессии поправлять его ошибочные взгляды.
Не будьте противоречивым!
Произносимые вами слова несут только небольшую часть информации, значительно больше ваш собеседник узнает из невербальной коммуникации: интонаций, жестов, позы и выражения лица. Ваш ребенок - не исключение, поэтому учитесь тому, чтобы ваши слова и невербальные проявления несли одинаковый смысл и ребенок не получал двоякую информацию. Например, не стоит улыбаться, когда вы его ругаете за плохое поведение, или не говорите малышу, что он прощен со сложенными на груди руками и сердитым выражением лица. Ребенку будет трудно понять, какая информация на самом деле верная: наказываете ли вы его в этот момент или прощаете. Это будет создавать у него противоречивое отношение к вам.
Используйте те слова, которые понимает ребенок.
Если вы используете новые, трудные для ребенка слова, то сразу объясняйте их смысл. Вы можете стимулировать ребенка говорить о своих чувствах и переживаниях, а также использовать новые слова для общения при помощи различных поощрений.
Во время общения будьте с ребенком на одном уровне!
Ребенок ниже вас ростом, и это может создавать у него гнетущее ощущение во время разговора. Перед беседой сядьте рядом с ним так, чтобы ваши глаза были примерно на одном уровне.
Во время беседы используйте спокойный тон!
Ваш громкий голос или крик информирует ребенка о том, что вы сердиты – а это значит, что ребенок должен быть в опасности. Он не сможет раскрыться для беседы и будет чувствовать себя дискомфортно.
Критика поведения ребенка редко помогает!
Критика, обвинение или ругань не дают ребенку информацию о том, что он сделал неправильно, а только причиняют ему боль и вредят его самооценке. В будущем он не будет знать, как иметь дело с критикой, а сейчас - это подрывает его уважение и доверие к вам. В ситуации, когда ребенок повел себя неправильно, сосредоточьтесь не на обвинении и унижении ребенка, а на том, чтобы объяснить ему, что и как он сделал неправильно.
Бывает так, что взрослому нелегко не поддаться гневу или тревоге, в этот момент, остановитесь на несколько секунд и глубоко вздохните, это поможет вам взять себя в руки и успокоиться!
Конструктивная критика всегда сосредотачивается не на личности ребенка, а только на его поведении, и ее цель – это изменить поведение, а не унизить или отругать ребенка.
Важно:
- не делать поспешных выводов;
- быть искренним и беспристрастным;
- учить ребенка понимать и принимать свои слабые стороны и конструктивно использовать их в дальнейшем;
- разрешать ребенку принимать самостоятельные решения (конечно, только те, которые не связаны с его безопасностью);
- замечать и поощрять положительное поведение ребенка;
- показывать ребенку, что вы действительно хотите, чтобы он изменился.
Полезная информация для родителей