Ваш малыш - личность
У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с ним ничем не занимаются.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
А если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо, то малыш будет развиваться еще быстрее, интенсивнее. Он начнет поражать родителей своим умом, памятью, изобретательностью, творческой жилкой.
Формирование личности ребенка — непрерывный процесс, кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь малыша, постоянного творческого напряжения взрослых.
Давайте запомним основные правила, которые следует учесть еще до начала занятий с малышом. Самое главное — не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гоняясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша.
Второе — не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его - всегда небольшая травма. А если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.
Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может быть что-то, подходящее вам и вашему малышу, а что-то и нет. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только вы можете точно знать, что хорошо для вашего ребенка, а что нет.
Итак, вы выбрали, какое из направлений или методик вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.
Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько) со всех сторон, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.
Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.
Не стоит волноваться, если у вас что-то не получается, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять(по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнивтоили иное запланированное упражнение, не проведя игру, занятие, вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько вам позволяет время. Во-вторых, вашего малыша может увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть он лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.
Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует, или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
Если вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или еще каким-нибудь модным увлечением. Давайте ему информацию путем игр, плакатов, пособий, книг, фильмов.
Старайтесь больше разговаривать с ребенком, говорите с ним обо всем на свете дома, в транспорте, на прогулке — речь взрослого важнее любого методического пособия.
Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на принципе «Ребенок и его окружение» и границы ее должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.
Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.
Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
- Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
- Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
- Не углубляйтесь в какое-то одно направление, например, в чтение, математику, музыку или физическое воспитание, забывая остальные.
Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений. При этом следует сразу усвоить, что развитие полноценной личности — это многолетний кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий. Если вы твердо уверены, что раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком; если вы хотите наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества; если вы понимаете, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно — тогда смело приступайте к делу.
Никогда не поддавайтесь соблазну демонстрировать достижения вашего ребенка. Общительный малыш сам с удовольствием покажет, что он умеет, а для застенчивого это будет пыткой. Мы не должны считать своим правом требовать от ребенка быть этаким аттракционом для родных и знакомых, совершенно не считаясь при этом с его чувствами и желаниями. Представьте себе, что испытали бы вы, потребуй ваша свекровь на званом обеде, чтобы вы встали на стул и пересказали присутствующим текст своего последнего доклада.
Самое главное — не ждать от ребенка немедленных результатов. Плоды ваших занятий могут появиться очень нескоро, особенно, если ребенок еще совсем маленький. Надо научиться жить с малышом здесь и сейчас, получая радость от самого процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в туманном будущем, ведь не ждем же мы результата от игры, а занятия должны стать для малыша самой прекрасной, самой увлекательной игрой. И результаты обязательно будут.
Полезная информация для родителей