Все для детей
ГлавнаяРодителям → Только индивидуальный подход!

Только индивидуальный подход!

Суть индивидуального подхода в формировании гармоничной личности можно кратко выразить следующим образом: каждый ребенок сможет постичь любую науку, если подобрать ему такой способ обучения, с помощью которого можно будет использовать его уникальные склонности и опираться на сильные стороны его характера.

Очевидно, что если человек слеп, мы не будем пытаться передать ему информацию визуальными способами. Мы разработаем и предложим ему аудиоосязательную систему обучения и, несомненно, будем иметь успех. То же касается и передачи информации детям. Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так неодинаковы у них психические процессы по глубине, устойчивости, быстроте протекания и т. д.

Несмотря на индивидуальный подход в обучении в современном мире, далеко не все родители считают, что он нужен. Очень многие придерживаются мнения, что детский сад, общеобразовательная школа не могути недолжны учитывать индивидуальность, личность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Ведь они задают некоторые общепринятые нормы, которым ребенку нужно привыкать соответствовать(«подтягиваться» или наоборот, «не быть выскочкой»). Есть и этический аспект проблемы — не выделять детей, дабы не развивать у них чувства зависти и соперничества.

Между тем, сама проблема «выравнивания» или «подтягивания» отстающих, «неодаренных» детей не возникла бы, имей ребенок с раннего возраста индивидуальный подход. Большинство «отстающих» детей — это дети, которые плохо обучаются общепринятым, стандартным способом. Так, например, многие дети в силу психофизических отклонений — недоразвитости речевого аппарата, нарушений слуха, зрения, аутичностий т. п.— с самого раннего детства нуждаются в специфическом обучении, учитывающем их слабые стороны. Обычно же ситуация складывается так: родители, обнаружив нарушение в развитии ребенка, начинают его лечить, стараясь сначала устранить проблему, а затем уже обучать ребенка стандартными методами. В результате время оказывается упущенным, и даже если физическое состояние ребенка потом выравнивается, наверстать его психическое и интеллектуальное развитие уже практически невозможно. Ребенок становится отстающим, приобретает множество обидных прозвищ, его самооценка падает, и дальше процесс идет по нарастающей. Но если с самого начала (как только обнаружил и отклонение) уделять время и силы именно развитию способностей ребенка, искать «обходные пути» в его воспитании, разработать (вместе с психологом) и использовать специфические средства обучения, то можно достичь не только гармоничного интеллектуального и творческого развития личности малыша, но и улучшения его психофизического состояния. То есть вывести ребенка на уровень "нормальных" детей: успешных, с адекватной самооценкой и радостным взглядом на мир.

Но если для детей с нарушениями в развитии индивидуальный подход — единственный выход, то как бытье остальными детьми? Как показывает практика, на деле все дети имеют особенности личности. Например, известно, что способности ребенка зависят от доминирования и развития полушарий мозга. У детей-левшей часто бывают трудности с освоением письма, чтения, математики... Но зато у них иногда наблюдаются выдающиеся способности, связанные с функциями правого полушария. Многочисленными исследованиями было доказано, что среди художественно и артистически одаренных людей 55-60% — леворукие. Как воспитывать такого ребенка? А в случае неявного доминирования полушарий? Или в случае эмоциональной возбудимости ребенка? Или еще в каком-нибудь непредвиденном случае?

Огорченные неудачами чада родители стараются надавить на ребенка — ведь школу-то как-то надо окончить! А почему бы не использовать способности, которые не позволяют малышу быть успешным в математике или чтении, для преодоления трудностей обучения? Может быть, стоит попробовать изучать математику через... рисование? Кто знает, а вдруг нестандартные решения, к которым придет малыш на этих уроках, приведут его к гениальным математическим открытиям?

Попробуйте пристально изучить поведение, интересы, страхи, склонности вашего ребенка. Это единственный способ установить, какой подход в обучении ему нужен. Постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы. Они помогут вам увидеть, что вы знаете, а чего не знаете о своем ребенке, лучше понять его характер, темперамент, психофизиологические особенности.

— Чем ребенок любит заниматься больше всего?
— Ваш ребенок левша или правша?
— Какое здоровье у малыша?
— Часто ли он болеет и есть ли врожденные или хронические болезни? (Помните, что в первые годы жизни на обучение малыша ключевое влияние оказывает состояние его здоровья!)
— Кто принимает наиболее активное участие в воспитании малыша?
— Какова основа системы воспитания в семье, и есть ли она вообще? Существуют ли в семье единые правила, традиции, требования? В какой атмосфере растет ваш ребенок?

Такие сильные стороны характера, как сбалансированность, устойчивость, уверенность в себе, умение добиваться успеха и доводить дело до конца, во многом зависят от взаимоотношений отец— мать—ребенок. Поэтому задайтесь вопросом, какую роль в воcпитании ребенка играет в вашей семье отец.

— Какая у ребенка любимая игрушка?
— Как вы думаете, почему она ему нравится?
— Какой способ восприятия информации наиболее близок вашему ребенку: слуховой, зрительный, тактильный?
— Или он лучше всего обучается при общении с другими? В частности, любит ли ребенок книги? Рассматривает (читает) ли он их сам или предпочитает, чтобы их показывал и читал кто-то другой? (Важно установить, какой способ обучения наиболее близок вашему ребенку.)
— Ваш ребенок подвижный или спокойный?
— Каков темперамент ребенка? В ответе на этот вопрос поможет наблюдение за тем, как ваш ребенок засыпает. Отметьте для себя, как он спит: беспокойно, часто просыпается, или, наоборот, вы с трудом можете его разбудить? (Это поможет выбрать педагогические приемы для работы с крохой: одни дети могут долго сидеть на месте, другим просто необходимо часто прерывать занятия для подвижных игр или даже двигаться во время урока.)
— В какой мере ребенок предоставлен самому себе и любит ли он быть один? Это очень важный параметр: многие дети — «затворники» по своей природе и не выносят долгого пребывания в обществе. Другие, наоборот,— лучше всего себя чувствуют в гуще коллективных мероприятий.
— Как проходят ваши развивающие занятия с ребенком?
— Какие игры он любит больше: логические головоломки, мозаики, книжки, лото, работу с художественными наборами?
— Справляется ли малыш с выполнением заданий сам или нуждается в вашей помощи?
— Сколько он затрачивает времени на выполнение заданий?
— Работает ли он сосредоточенно или отвлекается?
— Радуется ли он занятиям?
— Есть ли у ребенка трудовые обязанности дома?
— Какие это обязанности и как он их выполняет?
— Нужно ли ему напоминать о них или он с радостью делает все сам?
— Есть ли у ребенка друзья его возраста, любит ли он с ними играть?
— Как ребенок реагирует на похвалу? На осуждение? На запрет?

Ключом к особенностям личности вашего ребенка также может стать история семьи, генеалогическое древо. Наведите справки о профессиях и хобби членов семьи, задумайтесь о роде своих занятий и своих увлечениях. Вопросы, приведенные здесь,— лишь ниточки, которые могут натолкнуть вас на идею, некую догадку, и повести вас в таинственный, неисследованный мир своего ребенка. Главным же проводником в этом мире должна стать ваша интуиция, которая подскажет, на что нужно обратить внимание и где скрывается разгадка характера вашего ребенка.

Главное — не допускать переживания детьми чувства своей «неполноценности». Ребенок не должен думать, что не справившись с каким-либо делом, он стал хуже. Расстройство родителей по поводу неудач ребенка в обучении может повергнуть не слишком уверенного в себе малыша в «интеллектуальную пассивность» — полное нежелание учиться и развиваться. Однажды притупив природную любовь к обучению и чувство собственного достоинства у ребенка, мы можем навсегда потерять уникальную личность, способную дать миру нечто, что никто другой дать не в состоянии.

Мы живем во время, когда больше появляется садов и школ, в которых преподаватели внимательно наблюдают за детьми, разрабатывают индивидуальный план обучения согласно их способностям, создают специализированные классы: с художественным, математическим, биологическим и т. п. уклоном. Методы развития, упражнения и задания, давшие успех при обучении одного малыша, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель, с которым занимается ваш ребенок, составил для себя полную картину его личности, индивидуальных психологических характеристик.

Вообще, все приемы, используемые в воспитании, от поощрения до осуждения, относительны в своем влиянии на формирование личности ребенка. Одного малыша нужно много хвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы. При работе с другим отпохвал лучше воздерживаться, чтобы не привести его к излишне! самоуверенности и хвастовству. То же самое касается и порицания (конечно, здесь имеется в виду только мягкое порицание, вроде: «По-моему, если бы ты был более старательным, картинка вышла бы лучше»).

Самоуверенному и несамокритичному ребенку нужно давать эадания потруднее, в которых требуется старательное выполнение, или где необходимо внимательно подумать. А после выполнения задания полезно выделить и подчеркнуть его огрехи и ошибки. В то же время с неуверенным, замкнутым в себе ребенком, которому трудно проявить себя и свои способности в обществе других детей, этот способ сыграет дурную шутку — ребенок может вообще отвернуться от обучения.

Какой в прошлом был самый популярный способ воздействия на ребенка, который не хочет заниматься? Заставить его. Но если мы захотим услышать, что своим отказом говорит нам ребенок, мы. скорее всего, поступим по-другому. Найдя наиболее сильную сторону в умственных способностях ребенка и, опираясь на нее, давайте ему задания, которые гарантировали бы успех в выполнении, и этот успех — удача в выполнении даже одного дела — укрепит веру ребенка в своих силах. В результате он захочет выполнить другое задание, и приступит к нему уже с «предчувствием» удач и. А переживание радости успеха — это залог продуктивного обучения и формирования гармоничной личности.

Для каждого ребенка есть своя мера трудности, нижний ее предел, который каждый малыш должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти. Задача родителей и педагогов — видеть эту меру и отталкиваться от нее в построении занятий.

Многие представляют себе индивидуальный подход к личности как изоляцию ребенка и предоставление его самому себе. На самом деле, индивидуальный подход в обучении не исключает, а предполагает коллективную, групповую деятельность, развитие навыков общения и поведения. Просто при этом большой акцент делается на самостоятельность исследования, познавательного «прорыва», который совершает ребенок.

Одно из главных преимуществ индивидуального подхода в обучении — возможность для ребенка сформировать свои, особенные, характерные лишь для него способы работы. Наступило время, когда мы можем не бояться, а радоваться, если ребенок вдруг сделал что-то необычно, нестандартным образом: например, написал диктант по интуиции, а не по правилам; решил задачу, опираясь на аналогию, а не исходя из строгих логических законов; в рисунках воплотил зеленых зайцев и пушистые дома...

Полезная информация для родителей

Ваши комментарии:

Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.