Игры с куклой
Кукла — совсем не обычная игрушка. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером.
Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Следует приложить все усилия, чтобы для малыша сделать куклу настоящей, живой. Для этого нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом, просить его о помощи и пр.
Игры с куклой можно организовывать уже на втором году жизни. Для этого следует выбрать одну куклу, дать ей имя и определить характер. Постарайтесь, чтобы она стала для малыша любимой. Привязанность ребенка к игрушке далеко не всегда определяется ее внешними качествами. В значительно большей степени отношение к пей зависит от ее выразительности и от тех действий, которые с этой игрушкой можно совершать. Все это может придать игрушке только близкий взрослый.
Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным:
— Ой, смотри, кто к нам пришел! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?
— Ляля.
— Ее зовут Ляля! А где ты будешь жить?
— Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут? — обращается Ляля к малышу (если он молчит, вы помогаете ему ответить на вопросы куклы).
Когда ребенок познакомится с куклой и полюбит с ней играть, можно организовывать вместе с ним различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например, кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Или кукла хочет есть. Вместе с ребенком вы накрываете стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать, отказаться от каши, потребовать конфету или мороженое. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека.
Подобные игры можно организовывать на разные сюжеты: «Купание куклы». «Прогулка», «Кукла заболела» и др. Для таких игр нужны определенные игровые атрибуты — игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игру можно вводить различные предметы-заменители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и пр. На первых порах вы можете подсказать, как использовать один предмет вместо другого. Если вы действительно сможете заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть, замещая одни предметы другими.
Скоро малыш уже без вашей помощи будет разыгрывать разные сюжеты с куклой. Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, вы сейчас должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым.
Полезная информация для родителей