Особенности развития детей третьего года жизни
От 2 до 2 лет 6 месяцев
- Изменяются пропорции тела, меняется осанка, ребенок становится стройнее.
- Совершенствуется точность движений рук за счет укрепления мышц кистей.
- Становится богаче и выразительней мимика.
- Для запоминания нового движения малышу достаточно 1-2 объяснений или показов.
- Речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.
- Легко запоминает короткие стишки и песенки.
- Словарный запас 500-1000 слов.
- Еще трудны для произношения звуки «р», «л» и шипящие.
- Задает вопросы: где? зачем? почему?
- В разговоре использует все части речи, кроме причастий и деепричастий. Говорит распространенными предложениями, используя иногда даже придаточные.
- Может делать примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.
- Трудно сосредоточивается на однообразной, непривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры может долго оставаться внимательным.
- Обозначает словами свои действия.
- Различает 4 контрастных цвета.
- Подбирает предметы, отличая от других, сходных по форме и величине.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
- Словарный запас от 1200 до 1500 слов.
- Легко воспроизводит ранее слышанные стихи и песенки.
- Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения.
- Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте.
- Рассказывает о виденном несколькими предложениями; хотя и отрывистыми.
- По вопросам может передать содержание ранее слышанных сказок или рассказов.
- Может производить больше разнообразных движений,
- Может по сигналу приостанавливать движение, переходить от одного движения к другому, изменять темп.
- Может с интересом смотреть мультипликационные фильмы по телевизору.
- С удовольствием рисует, занимается лепкой из пластилина.
- Знает большое количество игрушек и как их использовать.
- Различает контрастные цвета, форму и величину предметов.
- Если чем-то заинтересовался, отвлечь его трудно, но столь же трудно привлечь к чему-нибудь, что нисколько для него не интересно.
- Умеет самостоятельно рассматривать картинки и книжки.
- Осознает себя, отделяя от окружающих взрослых. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Дай мне мяч», «Я прыгаю», «Возьми меня с собой».
Ориентируясь по схеме, вы можете определить, какие игры и занятия доступны ребенку соответственно месяцам его жизни. Помните, что многие игры, представленные в этом разделе, подходят и для занятий с детьми третьего года жизни.
Олег Козак. Игры и занятия с детьми с рождения до трех лет
(СПб, Союз, 2000)
Полезная информация для родителей