Игры с детьми второго года жизни
«ЗАЛЕЗЬ В КОРОБКУ»
Возьмите небольшую и невысокую картонную коробку. С помощью игрушки (куклы, мишки, зайчика) покажите, как можно залезть в коробку и вылезти из нее. Поддерживая малыша, чтобы не упал, помогите ему подойти и залезть в коробку. Первое время вынимайте его оттуда, но затем предлагайте вылезать самостоятельно.
«ВКЛАДЫВАТЬ И ВЫНИМАТЬ»
Сложите в небольшую картонную коробку разные игрушки. Попросите малыша: «Леночка, вынь игрушки из коробки». Затем покажите, как сложить игрушки обратно. Вначале помогайте ребенку, затем добивайтесь, чтобы он выполнял эти действия самостоятельно.
«ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»
Посадите ребенка на полу на коврик. Заводите и пускайте любые заводные игрушки: машинку, собачку, петушка, лягушку и т. д. Это обязательно развеселит малыша и вызовет у него смех.
«ПРЫЖКИ»
Поставьте ребенка на ноги, придерживая под мышки или за ручки. Попросите: «Сашенька, давай попрыгаем, вверх, вниз. На ножках прыг-скок, прыг-скок.
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок.
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок».
Если у ребенка сначала не получается, не расстраивайтесь: рано или поздно он поймет, чего от него хотят, и научится подскокам на месте на двух ногах.
«ЗАЛЕЗЬ И СЛЕЗЬ»
Положите яркую игрушку на диван и попросите ребенка достать ее. Помогите ему залезть на диван, взять игрушку и слезть на пол.
«ИДИ КО МНЕ»
Возьмите игрушку и станьте на расстоянии (5-6 метров) от ребенка, позовите его: «Олеженька, иди ко мне, я покажу тебе кошечку, мяу-мяу. Иди ко мне!»
Покажите кошечку и заставьте малыша пройти прямо к вам 5-6 метров.
«ПЕРЕШАГНИ»
Положите на пол разные игрушки. Возьмите малыша за ручку: «Ну-ка, Сашенька, пойдем погуляем». При ходьбе останавливайтесь перед лежащими игрушками и заставляйте ребенка высоко поднимать одну ногу, затем другую, чтобы перешагнуть через предмет.
«ПРОЛЕЗЬ»
Поставьте на пол высокую табуретку или стул и попытайтесь заставить малыша, встав на четвереньки, пролезть под ним. Одобряйте его: «Сашенька, смелее, ну-ка, согни ножки в коленках, упрись ладошками в пол, а теперь ползи». Положите с другой стороны стула игрушку и попросите ребенка: «Ну-ка, ползи, достань игрушку».
«МЯЧИК»
Дайте малышу, сидящему в манеже или в кроватке, мячик и попросите бросить его: «Олеженька, возьми мячик. Вот молодец. Брось его на пол. Вот так, молодец!» Кладите мячик рядом с ребенком и пытайтесь научить брать руками и бросать. Первое время мяч можно заменить на воздушный шар.
«ПРОГУЛКА»
Возьмите малыша за ручку: «Ну-ка, Танечка, пойдем погуляем» — и совершите прогулку по квартире, по пути называя предметы домашнего обихода: «Вот это диван, на нем сидят. Это телевизор, его смотрят. Это стул, на нем сидят. Садись посиди. Пойдем теперь в кухню. Это стол. В столе посуда. Это кружка, из нее пьют. На-ка, попей» и т. д. Играя с малышом в прогулки, каждый раз увеличивайте знакомство с различными предметами.
«ПОВТОРЕНИЕ»
Некоторые игры, рассчитанные на ребенка первого года жизни, можно проводить и с ребенком второго года жизни. Поиграйте с малышом в «Покажи, кто это», «Прятки», «Теремок», «Кубики», «Пирамиду», «Качели», «На коне», «Самолетик», «Где звучит?», «Ловись, рыбка».
«ДОСТАНЬ ШАРИК»
Возьмите банку из толстого стекла или пластмассы и наполните до половины водой. В воду бросьте шарики. С помощью черпака или ложки покажите малышу, как можно шарик выловить.
«КНИЖКА С КАРТИНКАМИ»
Посадите малыша к себе на колени и посмотрите вместе с ним книжку с красочными картинками. Картинки должны быть очень простыми, так как малыш еще только учится устанавливать связь между рисунком и реальной вещью. На рисунках должны быть изображены хорошо знакомые предметы: собачка, кошка, лошадка, птичка, мальчик, девочка, взрослый человек, стол, шкаф и т. д.
«ИГРУШКИ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
Возьмите две пары игрушек, например большую и маленькую собаку и большого и маленького зайчика. Дайте ребенку маленькие игрушки, а большие поставьте в стороне. Попросите: «Олеженька, поставь маленькую собачку рядом с большой собачкой, а маленького зайчика рядом с большим зайчиком».
Объясните ему: «Это большой зайчик, а это маленький». Попросите показать, где маленькие игрушки, а где большие, Не сердитесь, если ребенок не сможет в этом разобраться, терпеливо объясняйте, постепенно он усвоит понятия «большой» и «маленький».
Покажите ему другие игрушки и предметы разной величины: «Вот, Олеженька, большая кружка, это мамина, а вот маленькая - это твоя. Вот большой мячик, а вот маленький. Вот большая подушка, а вот маленькая» и т. д.
«СТИХИ»
Дети второго года жизни не понимают и не могут понять произносимых взрослым слов. Однако уже в состоянии различать интонацию, сочетание звуков, чувство ритма и понимать несложное содержание. Вернитесь к играм первого года жизни и поиграйте с малышом в «Козу рогатую», «Ладушки», «Сороку-белобоку» и «Пальчики в лесу».
Почитайте ребенку стихотворения Агнии Барто: "Мишка", "Бычок", "Зайка", "Лошадка".
Народные потешки, прибаутки, песенки, считалки - вот та звуковая и речевая среда, которая поможет малышу в освоении языка.
Александр Пушкин, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Петр Ершов, Сергей Михалков, Даниил Хармс, Виталий Бианки, Борис Заходер, Ирина Токмакова - стихи и рассказы этих авторов помогут вам вместе с ребенком войти еще раз в чудесный мир литературы.
«ИГРЫ С КУКЛОЙ»
Поиграйте с ребенком «в куклу», для этого надо иметь, кроме самой куклы, кроватку с постельными принадлежностями, посуду (тарелки, ложки, скатерть, салфетки, столик, стульчик, шкафчик, одежду, пластмассовый утюжок и т. д.).
- Знакомство
- Кто это к нашей Леночке пришел? Это куколка пришла. Зовут ее Наташа. Здравствуй, Леночка. Дай ручку Наташе. Садись, Наташенька. Леночка, покажи, где у куколки глазки, носик, ручки, ножки, животик, лобик, ушки, волосики. А где у Леночки глазки, носик, ручки... Вот и познакомились. - Одежда куклы
- Леночка, а какая у Наташеньки одежда? Где у нее платьице? А где туфельки? А где шапочка? Пальто? Давай расчешем куколке волосы и завяжем бантик, А где у Леночки бантик? А платьице? А кофточка?.. - Кормление куклы
- Проголодалась наша куколка, наша Наташа. Давай, Леночка, ее накормим. Где у нас столик? А стульчик? Посади куколку за столик. Где у нас посудка? Где тарелка? Где кастрюлька? Где ложка? Бери, Леночка, ложку, корми куколку кашкой. Подноси ложечку ей ко рту. На салфеточку. Вытри Наташеньке ротик. - Укладывание куклы спать
- Устала куколка. Хочет спать. Где кроватка? Где одеяльце и подушка? Давай раздевай куколку, клади в кроватку, накрывай одеялом. Скажи: «Спокойной ночи, Наташенька». Спой ей песенку: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок...» - Одевание куклы после сна
- Ну вот, поспала куколка, надо будить. Вставай, Наташенька, будем тебя одевать. Леночка, где рубашечка куколки? Платьице? Туфельки?.. - Катание куколки на машине
- Теперь куколка у нас поедет кататься на машине. Ну-ка, сажай ее, вот так. Поехали, покатаемся... - Кукла в магазине
- Едем, едем на машине. Приехали в магазин. Будем покупать игрушки, платьица для Наташеньки, яблоки, конфеты... - Кукла поет и пляшет
- Покатались на машине. Выгружаем все, что купили. А теперь Наташенька споет Леночке песенку. Садись, Леночка, слушай.
В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зеленая была...
Давай, Леночка, помогай петь Наташе, ля-ля-ля-ля-ляля... А теперь давай попляшем, беритесь за ручки, покружились, ножками потопали, вот молодцы... - Постираем кукле платье
- Ай-ай-ай! Платьице у Наташеньки запачкалось. Ну да не беда! Сейчас все постираем. Вот тазик с теплой водой, мыло. Снимай, Леночка, с куколки платье, рубашечку, трусики, надо все выстирать... Выжмем, повесим сушиться... - Погладим кукле платье
- Леночка, ну-ка, посмотри, высохла одежда Наташенькина? Все высохло? Теперь надо погладить утюгом, чтобы было красиво. Вот так. Вот так утюжком. Теперь рубашечку погладим. Вот так. Вот так. Вот какое платьице стало, чистое, красивое. Давай одевай куколку...
«ПЕРЕКАТЫВАНИЕ МЯЧА»
Сядьте с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги врозь и поиграйте, перекатывая мяч друг другу. Учите малыша ловить катящийся мяч и точно направлять его вам.
«ПУШИНКА»
Возьмите маленький комочек ваты, разрыхлите его, чтобы можно было подуть, и он летел бы, как пушинка. Покажите малышу, как это сделать, затем предложите подуть на «пушинку» самостоятельно. Пусть с силой выдыхает воздух через рот, поддерживая ватку на лету и не давая упасть.
«ПТИЧКА»
Нарисуйте на бумаге птичку, вырежьте ее ножницами и привяжите да нитку. «Смотри, Танечка» птичка прилетела», - покажите малышу летящую птичку, дергая за ниточку. Поиграйте с ребенком, обращая внимание на то, что птичка летает:
«Чик-чирик, птичка-невеличка.
Села. Зернышки поела.
Взлетела-полетела.
Лети, лети, птичка.
Нет птички, улетела.
Вот опять прилетела,
Прямо Танечке на головку села.
Опять полетела».
Покажите ребенку птиц, летающих за окном. Сделайте кормушку и повесьте на балконе, пусть ребенок посмотрит на слетевшихся голубей или воробушков.
«ПОДБРАСЫВАНИЕ ИГРУШКИ»
Возьмите небольшую пеленку, положите на середину плюшевую игрушку (зайку, медведя, собачку), затем вместе с ребенком держите пеленку за углы. Покачайте лежащую игрушку, как в гамаке, после чего начинайте встряхивать, чтобы зайка или медведь «подпрыгивали».
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Если выдался солнечный день, возьмите небольшое зеркальце и «попускайте зайчиков» по комнате: по стене, полу, потолку. Наведите «зайчика» на малыша, пусть попробует его поймать. Объясните, что надо делать, чтобы получился «зайчик», и дайте малышу поиграть с зеркальцем.
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Купите ребенку флакон мыльных пузырей и научите его пускать их. Пусть посмотрит, как они летают, побегает за ними и попробует поймать. Посоревнуйтесь, кто сумеет выдуть за один раз пузырей больше или чей пузырь будет дольше летать и не лопнет.
«ПОДПРЫГНИ ВВЕРХ»
Протяните свою руку над головой ребенка и предложите ему подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони рукой. Возьмите в руку игрушку и поднимите вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
Надуйте несколько разноцветных шаров, покажите ребенку, как нужно подбрасывать их вверх и подбивать рукой, не давая упасть. Обратите внимание на цвет: «Олежка, смотри, какой красивый шарик. Он красный. Это красный шарик. Это желтый. Это синий. Это зеленый. Это белый. Кидай мне красный. Теперь желтый. Где желтый? Нет, это зеленый, а желтый вот. Кидай мне желтый...»
«ПРЯТКИ»
Поиграйте с ребенком в прятки, пусть он вас поищет. Прячьтесь за шкаф, дверь, занавеску и т. д., кричите «ау!», помогая малышу вас найти. Затем скажите, чтобы прятался он, а вы будете искать. Отвернитесь и считайте:
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду искать.
Кто не спрятался - я не виноват.
После чего ходите по комнате и, даже если вы видите, где спрятался ребенок, не спешите его найти: «Куда у нас Танечка спряталась? Здесь нету, здесь тоже... А под столом? Тоже нету. Где же она?..»
«ПИРАМИДА»
Возьмите пирамиду, состоящую из 4-5 колец с колпачком. Разберите ее и соберите так, чтобы ребенок видел, как вы это сделали. Затем предложите ему сделать то же самое. Покажите малышу отверстия в кольцах и объясните, как надеть кольца на стержень. Пусть нанизывает кольца в любом порядке. Затем обратите его внимание, что кольца отличаются по размеру: «Возьми самое большое кольцо. Надевай на стержень. Теперь возьми кольцо поменьше, теперь самое маленькое...»
Если ребенок ошибся, можно предложить ему положить одно кольцо на другое и обвести его пальцем и выбрать большее. Пусть смотрит, сравнивает, думает. К концу второго года малыш уже должен уметь собирать пирамиду правильно.
«ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ»
Летом поиграйте с малышом в песочнице. Возьмите лопатку, ведро и различные формочки.
«Смотри, Андрюша, какой красивый песочек. Желтый, сухой. Смотри, как он сыплется. А вот сырой песочек, сейчас мы насыплем его в ведерко, вот так, вот так... Возьми лопатку, попробуй. Вот так, вот так. Молодец. Теперь перевернем ведерко, постучим по нему лопаткой и снимем... Вот какой кулич получился! А теперь возьмем формочку...»
«КТО СКОРЕЕ СВЕРНЕТ ЛЕНТУ»
Возьмите две палочки с закрепленными на них ленточками — одной длинной, другой короткой. Покажите ребенку, как надо свертывать ленту, дайте ему потренироваться и попробовать. Затем предложите поиграть, кто скорее свернет ленту. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После чего разложите ленты на полу, чтобы разница их длин была хорошо видна: «Вот видишь, эта короткая, а эта длинная. Короткая свертывается быстрее. Она короче. Какую возьмешь?» Играя длинной лентой, «не спешите» выиграть и сознательно проиграйте: «Конечно, ты выиграл. У тебя короткая лента, а у меня длинная...»
Во время разговора, попытайтесь незаметно поменять ленты. Возьмите себе короткую.
«Ну, играем снова. У меня длинная, у тебя короткая. Как нет? А какая у меня? Короткая. А где длинная?»
Главное в этой игре — познакомить ребенка со словами «длинный», «короткий» и обратить внимание на длину.
«МИШКА КОСОЛАПЫЙ»
Покажите ребенку, как движется заводной медвежонок, изобразите сами, как он мотает головой, ходит, тяжело ступая, покачиваясь, и рычит. Попросите малыша повторить ваши движения и познакомьте его со стишком:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Вдруг сорвалась шишка
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!
Таким образом можно показывать маленькому характерные движения других животных и стараться, чтобы он подражал им. Например: научить «махать крылышками» и прыгать, подражая птичкам (то есть поднять ручки вверх в стороны и побегать, махая ими вверх-вниз), или попрыгать, как зайчик (прыг-скок!), или на корточках, как лягушка, и т. д.
«КОТ И МЫШКА»
Скажите ребенку, что он будет мышкой, а вы котом. Походите по комнате, помяукайте, сядьте на стул и «спите». Мышка подходит, прыгает вокруг и напевает песенку:
Тра-та-та,
Тра-та-та,
Не боюся
Я кота!
Кот замяукал (мяу!), это служит сигналом, что он проснулся, и мышке надо убегать в свой домик (заранее решите, где он расположен). Ребенок бежит, а вы делаете вид, что пытаетесь его догнать. В дальнейшем, если малыш хочет, то может играть роль кота.
«САМОЛЕТ»
Покажите ребенку летящий в небе самолет, покажите игрушечный самолетик и нарисованный в книжке. Изобразите сами, как он летает: разведите руки в стороны, «ревите двигателями» и, «равномерно гудя», побегайте по комнате. Попросите малыша повторить ваши движения и поиграйте с ним в «летающие самолетики».
«ДОГОНИ МЯЧ»
Возьмите большой мяч и покажите ребенку, как он прыгает. Похлопайте мяч рукой, чтоб отскакивал от пола, и гоните вперед перед собой. Позовите ребенка и предложите ему догнать мяч.
«БРОСАЙ МЯЧ В КОРОБКУ»
Возьмите небольшую картонную коробку и, став на расстоянии, покажите ребенку, как надо бросать в нее мяч.
Детям сделать это нелегко: они не могут еще определить на глаз расстояние и рассчитать силу броска, чтобы попасть в цель. Не сердитесь и не требуйте точного попадания, главное только ознакомить малыша с нужными движениями заинтересовать незнакомой игрой.
«КТО КАК КРИЧИТ»
Возьмите игрушки-животных и поиграйте с ребенком: «Олежка, кто это к нам пришел? Ку-ка-ре-ку! Кто это так кричит? Петушок. Гав-гав-гав? Собачка...»
Пусть маленький отгадывает животных и подражает их звукам: кошка (мяу-мяу), лошадка (иго-го), гусь (га-га-га), птичка (чик-чирик), мышка (пи-пи), мишка (э-э-э), уточка (кря-кря), лягушка (ква-ква), козочка (бе-е-е), корова (му-у), тигр (ры-ры), поросенок (хрю-хрю), ворона (кар-кар)...
«МОЗАИКА»
Посадите ребенка за стол и дайте игру «мозаика». Для начала малыша нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки. Пусть он делает это в любом порядке, главное — ознакомить с действиями «вынуть-воткнуть» и научить втыкать «кнопки» в отверстия. Сначала втыкайте рукой ребенка, сопровождая игру словами: «Давай втыкать кнопки в дырочки. Вот так. Вот так. Так... Так... Теперь вынь «кнопки» и положи их на стол. Делай, как я. Вот так. Теперь воткнем обратно в дырочки». Когда малыш усвоит эти движения, усложните задание. Покажите, что можно расположить кнопки» одного цвета на одной линии. Синие в одну линию, затем желтые еще в одну линию, потом красные... Терпеливо учите ребенка это делать и обязательно называйте цвета.
«ОТГАДАЙ»
Запишите на кассету магнитофона различные звуки: звонок телефона, звонок в дверь, лай собаки, голоса близких, хлопанье в ладоши, голоса героев мультфильмов с видео (Карлсон, крокодил Гена, Чебурашка, Чип и Дейл, медведь Балу и т. д.). Дайте послушать малышу и попросите отгадать, что это за звуки и кому принадлежат голоса.
«ХОЛОДНО - ГОРЯЧО»
Спрячьте какую-нибудь игрушку и попросите ребенка найти ее, объяснив, что вы будете ему помогать. Если малыш будет приближаться к игрушке или двигаться в ее направлении, вы будете говорить: «Горячо, горячо», если он будет удаляться: «Холодно, холодно».
«ПЛАВАЮЩАЯ УТКА»
Дайте ребенку небольшой тазик и налейте туда теплой воды. Пустите плавать игрушечных резиновых или пластмассовых уточек.
«Смотри, Сережа, уточка купается. Утя-утя-утя! Позови уточку. Вот как плавает уточка. Давай ее покормим. На, возьми кукурузные хлопья, дай уточке. Скажи: на, утя! А кто еще в воде живет? Рыбка, лягушка. Еще кораблик может плавать. Ну, поиграй с водичкой...»
«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»
Возьмите парные картинки, где изображены животные или предметы. Например: лошадь, собака, машина, самолет и т. д. Покажите малышу: «Сережа, что здесь нарисовано? Машина. Вот там у меня лежат такие же картинки, пойди принеси мне машину».
Можете положить заранее в стороне две или три картинки, на одной из которых будет изображена машина. Если ребенок ошибется и не принесет нужную картинку, еще раз покажите рисунок машины и попросите принести такую же. Если же маленький все еще сам нужную картинку не может найти, помогите ему, дайте в руки и скажите: «Вот Сережа молодец, нашел машину. А теперь смотри, кто это? Собачка. Принеси мне такую же». Играя, малыш раз за разом, постепенно научится отыскивать нужную картинку, даже если ему придется выбирать уже из четырех или пяти.
«КАТАНИЕ ЦВЕТНЫХ ШАРИКОВ»
Дайте ребенку несколько шариков разного цвета. Пусть он играет ими как хочет. Затем поставьте на пол невысокий лоток и скатывайте с него по очереди шарики, приговаривая: «Ух как покатился! А вот еще один — раз! и покатился. Еще один - тоже хочу катиться - раз!» Предложите малышу сделать то же самое. Обращайте его внимание на цвет: «Ну-ка, желтый шарик вперед покатился, а за ним зеленый. Вот и красный, тоже хочу с горки покататься. Ну катись, красный. Белый тоже смелый - бух! - покатился...»
«АЛЬБОМ»
Возьмите ваш семейный альбом с фотографиями и покажите ребенку. Если у вас такого альбома нет, то обязательно сделайте его, разместив на каждой странице фотографии знакомых вашему ребенку людей и предметов. Смотрите вместе с малышом этот альбом почаще, объясняя ему все: «Чей это портрет? Посмотри на меня, а теперь на фотографию. Кто это? Это мама. Как маму зовут? Ирина. А это кто? Правильно, папа. Как зовут папу? Олег. А это кто такой маленький? Это Ксюшенька. На чем Ксюша сидит? На стульчике. Что у нее в руках? Мячик. А это кто у нас? Это бабушка и дедушка. Как зовут дедушку? Коля. Скажи: дедушка Коля. А бабушку как зовут? Бабушка Люда. Это кто? Это твой братик Саша. На чем Саша сидит? На велосипеде. А здесь на фотографии чья любимая игрушка? Ксюшина. Как зовут игрушку? Мишка Винни-Пух» и т. д.
«ЧТО В КОРОБОЧКЕ?»
Сложите в небольшую коробку различные игрушки. Попросите ребенка достать любую, рассмотреть и назвать ее: «Как называется эта игрушка, ответь, Сережа? Забыл? Это вертолет. Доставай другую. Что это? Зайчик. Правильно. Давай бери еще игрушку. Машина. Правильно. Давай бери еще игрушку. Еще. Кукла. Как куклу зовут? Кукла Таня...» и т. д.
«ВТЫКАЛОЧКА»
Возьмите дырокол и сделайте дырки на листе плотной бумаги. Затем дайте малышу длинный шнурок для обуви или прочную, толстую нитку и попросите повтыкать, прошивая бумагу через дырки. Помогите ему, добиваясь понимания названия действий «воткнуть», «вынуть», «вставить»: «Давай, Андрюша, воткни шнурочек в дырочку. Вот так... Теперь с другой стороны, снизу выводи, вынимай шнурочек, вот так... Теперь опять вставляй в дырочку. Ну, смелее втыкай. Вот так...»
«КАМЕНЬ, КОЛОДЕЦ, ПОЛОТНО, НОЖНИЦЫ»
Научите ребенка изображать пальцами руки следующие фигуры:
камень - сжатый кулак;
полотно - открытая ладонь;
ножницы - два разведенных пальца;
колодец - два пальца, образующих букву «О».
На счет «три», вы и малыш делаете какую-либо фигуру. Победитель определяется следующими правилами: ножницы режут полотно, но тонут в колодце и тупятся о камень. Полотно накроет колодец и камень. Камень и ножницы утонут в колодце.
«ПОХЛОПАЙ В ЛАДОШКИ»
Поиграйте с малышом, одновременно хлопая в ладоши, а потом соедините их перед собой (правую с левой, левую с правой). Далее соедините ладони крест-накрест - правую с правой, левую с левой. Затем хлопок, и снова ладони вместе. Сперва научите малыша выполнять эти движения очень медленно, когда же они усвоятся, убыстряйте темп. Игру можете повторять несколько раз по желанию ребенка.
«ОДЕВАНИЕ КУКЛЫ»
Дайте ребенку две куклы, большую и маленькую, и два набора одежды. Скажите, что куклы замерзли, что им холодно и надо помочь им одеться: «Леночка, одень кукол, только смотри: больше платье - большой кукле, маленькое - маленькой, большие кофточка и туфельки - большой, маленькие кофточка и туфельки маленькой» и т. д.
Не огорчайтесь, если малыш вас не понял и распределил вещи неправильно. Играйте с ним чаще и в дальнейшем он поймет, что такое величина вещей и предметов, тогда можете усложнить задание, попросив одеть трех кукол разных размеров.
«ГОНКИ»
Приобретите две игрушечные с дистанционным управлением машины. Научите ребенка водить автомобиль: нажимать на разноцветные кнопки «вперед», «назад», «вправо», «влево», проводить его через препятствия, сооруженные из «строительного материала» (кубики, палочки). Затем предложите посоревноваться, чья машина быстрее придет к финишу. Усложняйте каждый раз трассу, пусть автомобили едут сначала по прямой, потом по кривой, потом по кругу, затем с преодолением препятствий и т. д.
«ЗЕРКАЛО»
Покажите ребенку большое зеркало. Обратите его внимание, что зеркало повторяет все движения человека, который в него смотрится. Затем предложите поиграть. Скажите: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я» - и пусть ребенок подражает вашим движениям. Вначале действия должны быть несложными (например: поднять правую руку, присесть, причесаться), постепенно увеличивайте количество движений и темп их выполнения. Меняйтесь ролями, и вы, и ребенок по очереди можете быть и зеркалом, и человеком, который в него смотрится.
«ПРОГУЛКА»
Летом и зимой ходите с ребенком на прогулки: в лес, на луг, к реке, в парк, к горке, на каток и т. д. Пусть ребенок получает как можно больше новых впечатлений. Наблюдайте вместе с ним за животными во дворе или на даче, показывайте кошек, кур, собак, кроликов, ворон, белок, воробьев, показывайте голубое небо и облака, землю и зеленую траву, цветы и т. п. Подробно все объясняйте. Старайтесь изъясняться сложными предложениями. Помните: как вы говорите, точно так же и ребенок будет строить свою речь.
Полезная информация для родителей