Особенности развития детей первого года жизни
Таблицы развития и умений детей в первый год жизни. Что должен уметь ребенок - от 1 до 12 месяцев
Новорожденный
- Много спит независимо от времени суток.
- Сам не может изменить положение своего тела.
- Не может удерживать голову в вертикальном положении.
- Лежа на животе, голову не поднимает.
- Проявляются врожденные умения: сосание, глотание, моргание и т. д.
- С первого дня чувствителен к теплу, холоду и боли (чувствует даже, как именно к нему прикасаются - заботливо, ласково, грубо, уверенно, неуверенно).
- Плачем реагирует на шум и сильные звуки.
- Хорошо различает вкус пищи (уже в недельном возрасте выплюнет еду, если она окажется горькой или соленой).
- Если с ним заниматься, то уже на десятый день жизни, может следить взглядом за передвигающимся предметом.
- Появляется реакция на внешние воздействия (в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд начинает улыбаться - это говорит о том, что малыш начинает видеть и слышать).
1 месяц
- Может удерживать голову в вертикальном положении несколько секунд.
- Лежа на животе, будет стараться поднять голову.
- Может производить движения ручками и ножками.
- Умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка.
2 месяца
- 1. Хорошо поднимает и удерживает голову в вертикальном положении.
- Лежа на животе, может приподнимать голову и грудь.
- Лежа в кроватке, спокойно рассматривает висящие над ним игрушки.
- Если с ним заговаривать - поворачивает голову в сторону говорящего.
- Хватает игрушки и предметы, крепко их удерживает.
- Если двигать перед ребенком яркую цветную игрушку — может следить за ней взглядом.
3 месяца
- Умеет удерживать голову, находясь в горизонтальном и вертикальном положении.
- Весело и громко смеется.
- Переворачивается со спины на бок, также может непроизвольно менять положение своего тела.
- Засовывает пальцы в рот.
- Любит, чтобы с ним играли.
- Если с ним разговаривают — отвечает улыбкой, звуками, движениями рук и ног.
- Внимательно и активно смотрит за движущимися игрушками и предметами.
- Может ориентироваться на голос, определить местонахождение говорящего.
- Если поддерживать под мышки — может сильно упираться согнутыми ножками в пол.
4 месяца
- Может сидеть с поддержкой.
- Хватает, берет в руки и тянет в рот игрушки.
- Если не спит, то длительно улыбается, сгибает и выпрямляет ноги, издает гортанные звуки.
- Может поворачиваться со спины на живот.
- Лежа на животе, может приподниматься, опираясь на ладони.
5 месяцев
- Если поддерживать под мышки — может стоять ровно на ножках.
- Может поворачиваться со спины на живот, с живота на спину.
- При поддержке и опоре садится, но держать прямо спину не может.
- Хорошо различает тон голоса, которым к нему обращаются.
- Знает близких ему людей и не идет к чужим на руки.
- Хорошо знает мать, отличая ее от других.
- Долго удерживает в руке схваченные предметы.
- Подолгу может произносить певучие гласные.
- Может повторять звуки, подражая взрослому.
- Улавливает смысл слов по интонации говорящего.
6 месяцев
- Может произносить первые слоги «ма», «па», «да», «ба», «гу» и т. п.
- Может передвигаться, немного ползать на четвереньках.
- Хорошо играет с игрушками: сам их берет, поднимает, перекладывает из одной руки в другую, размахивает.
- Может сам садиться и сидеть ровно без поддержки.
- Может проситься, чтобы его взяли на руки, протягивая ручки.
- При виде пищи открывает рот и хорошо ест из ложки.
- При поддержке пытается переступать ножками.
7 месяцев
- Свободно ползает на четвереньках.
- Может сидеть ровно, сам наклоняться и выпрямляться.
- При поддержке за руки стоит и хорошо переступает ножками.
- Различает крупные предметы и может находить их взглядом.
- Может подолгу рассматривать свое отражение в зеркале.
- Хорошо и подолгу лепечет, произносит различные слоги.
- Подолгу может играть с игрушками.
8 месяцев
- Любит, чтобы с ним играли и разговаривали.
- Может повторять за взрослым различные движения (хлопать в ладоши, отыскивать игрушку, перебирать кубики, махать ручкой и т. п.).
- Встает, садится и ложится сам.
- Может подолгу рассматривать экран телевизора, следя взглядом за движущимися изображениями людей, животных и предметов.
- Реагирует разнообразной мимикой на звуки музыки (магнитофон или радио), на новую игрушку или появление незнакомого человека.
9 месяцев
- Стоит без опоры.
- Хорошо ходит, придерживаясь руками за неподвижную опору.
- Ползая, может залезать на предметы (подушка, стульчик, чемодан, диван).
- Знает свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет.
- Хорошо играет с игрушками (рассматривает, перебирает, катает, перекладывает и т. д.).
- Умеет различать величину, форму и цвет предметов.
- Запоминает названия предметов.
- Понимает слова «нельзя», «дай», «брось», «нет», «на», «иди», «сиди», «лежи» и другие.
10 месяцев
- Может произносить простые слова.
- Может ходить, держась за руку.
- Сам поднимается и стоит без опоры.
- Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и по картинкам названия животных.
- С удовольствием играет со взрослыми в доступные ему игры.
- Может, подражая взрослому, повторять разнообразные движения, звуки, отдельные слова.
11 месяцев
- Может сидеть, вставать, садиться, нагибаться, стоять самостоятельно.
- Хорошо ходит при поддержке за руку.
- Может произносить первые слова (мама, папа, баба, деда, мяу-мяу, ав-ав, ту-ту и т.п.).
- Знает названия многих вещей, игрушек, частей своего тела (может показать пальчиком, где глазки, волосы, ушки, носик, ротик, ножки и т.п.).
- Очень хорошо ориентируется в помещении, в комнате.
- Может выполнять многие просьбы, требования взрослых.
- Хорошо и с удовольствием играет (качает куклу, перекладывает кубики, листает и рассматривает яркие картинки в книжке, отыскивает спрятанные предметы и т.п.).
12 месяцев
- Ходит самостоятельно.
- Приседает, наклоняется, выпрямляется без опоры.
- Может выполнять сложные действия (приносить названные игрушки, пить из чашки, открывать и закрывать дверь, залезать и слезать с дивана, включать радио или телевизор нажатием кнопки, мыть водой лицо и т. п.).
- Лучше понимает речь взрослого.
- Увеличился словарный запас, может произносить 15-20 слов.
- Любит наблюдать за передвижениями людей и животных, тянется к движущимся предметам и игрушкам.
- Хорошо и с удовольствием играет один или со взрослым.
Олег Козак. Игры и занятия с детьми с рождения до трех лет
(СПб, Союз, 2000)
Полезная информация для родителей