Музыкальный словарь в рассказах. Буква О
ОРАТОРИЯ
"Тополи, тополи, скорей идите во поле..."
Скачать
Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича "Песнь о лесах", трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви. Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произведения повествовательного склада для солистов, хора и инструментального ансамбля - оратории.
В XVIII веке появляется светская оратория, то есть не церковная, а предназначенная для концертного исполнения. Ее создал великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель. Героические оратории Генделя, написанные на библейские сюжеты, нередко звучат и в наши дни.
В те же годы расцветает и близкий оратории жанр - кантата.
Новую жизнь кантате и оратории дали советские композиторы. В их творчестве уменьшаются различия между этими двумя жанрами, существовавшие в прошлом. Раньше оратория, подобно опере, сочинялась на какой-либо драматический сюжет. В кантате, как правило, такого сюжета не было, она воплощала ту или иную мысль, идею. Например, кантата Глазунова написана к 100-летию со дня рождения Пушкина. Теперь же часто встречаются сюжетные кантаты (например, "Александр Невский" Прокофьева) и несюжетные оратории (как "Песнь о лесах" Шостаковича, с которой мы начали начали наш разговор об оратории, или "На страже мира" Прокофьева).
В наше время ораториями и кантатами называют крупные многочастные вокально-симфонические произведения, посвященные важным событиям народной жизни.
Музыкальный словарь в рассказах
Ваши комментарии:
2016-04-26 00:16:37 | |
Как точней назвать выступление поэтов с тематической подборкой стихов в музыкальном сопровождении вплоть до симфонического сопровождения
|