Музыкальный словарь в рассказах. Буква П
ПАРТИТУРА
Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние - для рояля.
Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя.
Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре - одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки.
Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой.
На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре - тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов.
Страница партитуры седьмой симфонии С. Прокофьева
В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше медные духовые, еще выше - деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов. И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки - для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота - у деревянных, тубы - у медных. Чем выше строка, тем выше "голос" инструмента.
Музыкальный словарь в рассказах