Музыкальный словарь в рассказах. Буква Т
ТРАНСКРИПЦИЯ
Наверное, вам иногда приходилось слышать, как, объявляя очередной номер концертной программы, ведущий фортепианного вечера говорит: «Бах — Бузони. Чакона». Или: «Шуберт — Лист. Серенада». «Глинка — Балакирев. „Жаворонок“».
И. С. Бах - Ф. Бузони. "Чакона"
Исполняет Евгений Кисин
Скачать
Что же это значит? Что Бах, Шуберт или Глинка написали объявленные произведения не самостоятельно, а с помощью соавторов?
Нет, конечно. Речь в таких случаях идет не об оригинальных сочинениях, а о транскрипциях — переложениях, переработках музыкального произведения. В данном случае — о фортепианных транскрипциях скрипичного (Чакона) и вокальных произведений.
Из этого можно сделать вывод, что транскрипция — это обработка, но не простая, элементарная, а виртуозная и притом «свободная».
Композитор, создающий транскрипцию какого-то сочинения, не придерживается строго оригинала, а распоряжается его музыкальными темами свободно, часто развивает их по-своему.
Обычно транскрипции пишут для своих инструментов те из исполнителей на них, которые обладают и композиторским даром. Так, замечательный скрипач Яша Хейфец любил делать скрипичные транскрипции оперных отрывков.
Больше всего транскрипций у Листа. Для своего любимого инструмента — фортепиано, которым Лист владел в совершенстве, он сделал транскрипции симфоний Бетховена, песен Шуберта, многих оперных страниц, в том числе — Глинки, музыку которого он очень высоко ценил. Широко известны также его парафразы на темы оперы Верди «Риголетто», делал Лист и транскрипции собственных произведений. Вы, наверное, слышали в разных исполнениях его Мефисто-вальс.
Ференц Лист. Вариации на тему Паганини
Скачать
Музыкальный словарь в рассказах