Музыкальный словарь в рассказах. Буква К
КОЛОКОЛА
Заканчивается опера Глинки "Иван Сусанин". Народ, собравшийся на Красной площади, празднует победу над поляками. Знаменитый хор "Славься" звучит торжественно и мощно, а в самом конце к нему присоединяется колокольный звон. Гремит, переливается он под сводами театрального зала.
М. И. Глинка. Хор "Славься" из эпилога оперы "Иван Сусанин"
Исполняет ансамбль им. А. В. Александрова
Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Такие колокола, какие раньше висели на церковных звонницах, какие вы можете увидеть и услышать в кино или представить по знаменитому Царь-колоколу в Кремле, невозможно поместить в оркестре.
Оркестровые колокола - это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей (следовательно, колокола - ударный инструмент). Применяют их, главным образом, в музыке для театра, там, где нужно изобразить колокольный звон - в "Иване Сусанине", в "Борисе Годунове" Мусоргского, в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова. И звон получается самый настоящий, потому что оркестровые колокола очень точно воспроизводят звучание настоящих колоколов.
Оркестровые колокола трубчатые с педально-демпферным устройством
Колокола вошли в оркестр в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведениях композитор Керубини.
Музыкальный словарь в рассказах