Музыкальный словарь в рассказах. Буква Т
ТЕМА
Что означает это слово, без сомнения, знают все. Каждый день в школе вы слышите: "Тема сегодняшнего урока...", "К следующему разу повторите темы...", "Тема сочинения, которое вы будете писать..."
А в музыке термин "тема" приобретает иное значение. Там вы можете услышать: "Тема вражды...", "Главная тема первой части...", "Основная тема финала...", "Тема Снегурочки...".
Какой же смысл вкладывается в этот музыкальный термин?
Тема в музыке - это как бы герой музыкального произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной "технологии" это построение, способное явиться основанием для разработки. Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные, запоминающиеся.
Есть такие формы музыкальных произведений, в которых используется всего одна тема. Так бывает, например, в фуге (если это обычная, а не двойная или тройная фуга - в тех, соответственно, две и три темы), в вариациях. Чаще их несколько. Например, в первой части сонаты или симфонии есть главная и побочная партии, в каждой из которой действует самостоятельная тема, а иногда и не одна (об этом можно прочесть в рассказе о сонате). В следующих частях симфонии тоже по нескольку тем - по две или три, а в финале может быть гораздо больше. Темы могут быть протяженными, развернутыми, могут быть и краткими, лаконичными. Но во всяком случае тема должна быть относительно законченным построением. Иногда понятие темы совпадает с понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: "Тема любви...", "Тема борьбы за счастье", "Тема кольца нибелунга" (о лейтмотивах вы, наверное, уже читали на предшествующих страницах).
Музыкальный словарь в рассказах