Все для детей

ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

ЭДВАРД ГРИГ

(1843-1907)

Эдвард Григ
Эдвард Григ

Суровое море, небо, с трудом вырвавшееся из тумана, тучи, редкая улыбка солнца, гладь залива, то серая, то посветлее, причудливое нагромождение скал вдоль берега фьорда. Узкие улицы и простенькие дома Бергена. Что тут, кажется, привлекательного?.. Но если это родина? Если для тебя только здесь раздвигает солнечный луч облака и делает вдруг нарядными и дома, и скалы, и сосну на камне у самой воды? Где же еще можно забираться так далеко в горы, слушать, как грохочет в скалах голос горного короля, как пляшут тролли? И разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки, как в соседнем поселке? Они суровы, молчаливы, но глаза и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. А сколько песен можно услышать в деревне! Как пляшут там халлинги и спрингдансы. Какие прекрасные песни поют в горах пастухи...

Радостно видеть и слышать все это, шагая рядом со взрослым другом, вернувшимся в родную Норвегию из дальних странствий, — рядом с «норвежским Паганини» Уле Буллем. Уле Булль слушает первые сочинения Эдварда Грига, рассказывает о народной норвежской музыке.

Это мать, прекрасная пианистка, научила Эдварда владеть инструментом, любить Баха, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шуберта, она научила его быть настойчивым и не бояться трудностей.

Уле Булль, послушав сочинения Эдварда, решительно сказал родителям: мальчик должен быть музыкантом. Дома Эдвард получил все, что мог получить. Ему необходимо теперь поехать в Лейпциг, в консерваторию (в Норвегии в то время своей консерватории не было).

Когда худенький мальчик с мечтательными сияющими голубыми глазами, влюбленный в окружающий мир, покидал Берген, ему было всего пятнадцать лет. Впереди — неведомая, чужая Германия. В душе пряталась надежда: может, не примут. Тогда он снова будет дома, в родном Бергене, с горячо любимыми родителями.

Но Эдварда приняли. Это было осенью 1858 года. А в 1862 году он окончил Лейпцигскую консерваторию, получив самые высокие отзывы профессоров о его композиторских способностях. К тому времени у юноши было уже немало самостоятельных сочинений.

Первый концерт в родной Норвегии принес Григу большой успех. Но ни в родном Бергене, ни в столице Христиании Григ не нашел применения своему таланту. Как и многие его соотечественники — музыканты, писатели, он в 1863 году уехал в Данию, в Копенгаген. Там и начался расцвет музыки Грига...

Копенгаген был тогда большим культурным центром Европы. В Копенгагене жил и творил великий датский писатель, сказочник и поэт Ханс Кристиан Андерсен, к которому тянулись все передовые люди Дании. Вслед за Андерсеном поэты, музыканты, художники Скандинавских стран обращались к народной поэзии и музыке, под его влиянием развивалась тогда самобытная и яркая культура Скандинавии.

И молодой Григ был покорен прекрасной, полной любви к человеку поэзией Андерсена, ко многим стихам его он писал музыку. А великий сказочник был одним из тех, кто первым оценил творчество Грига. Первый сборник романсов «Мелодии сердца.» Эдвард Григ посвятил Хансу Кристиану Андерсену.

Композитор хорошо знал и любил скандинавскую поэзию, многие стихи он перекладывал на музыку. В молодости ему посчастливилось встретить юную Нину Хагеруп, девушку с прекрасным голосом, умную, чуткую, образованную. Она стала женой и верным другом, первой и лучшей исполнительницей романсов и песен Эдварда Грига. Нина жила его радостями, его надеждами, его страданиями, его музыкой.

В Копенгагене Григ сблизился с молодым норвежцем композитором Нурдроком, человеком сильной воли и благородного сердца. Нурдрок был пламенным патриотом Норвегии и личный долг свой видел в борьбе за развитие национальной музыки. Он радовался растущему успеху Эдварда и верил, что Грига ждет великое будущее. Мечтательный и далекий от общественной жизни страны, молодой Григ под влиянием Нурдрока незаметно для себя встал в ряды передовых людей Норвегии.

Смерть Нурдрока рано прервала их дружбу. Для Грига потеря Нурдрока была одним из первых сильных потрясений в жизни. Первое большое горе, пережитое Григом, с необычайной силой и глубиной передал он в «Траурном марше памяти Нурдрока». Лучшей памятью о патриоте могла быть забота о развитии норвежской национальной музыки. И Григ до последних дней своих делал все, что было в его силах, для музыки своей родины.

В январе 1867 года по его инициативе в Норвегии была открыта «Музыкальная академия». Из-за нехватки средств и недостатка грамотных музыкантов оркестр в Христиании получился слабым, да и интерес публики к национальной музыке был еще невелик. Григу и его друзьям пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем «Музыкальная академия» получила право на жизнь.

Композитор часто ездил с концертами по разным городам Европы, выступая как пианист, дирижер и как аккомпаниатор Нины Григ. Григи исполняли не только произведения Эдварда. Их выступления в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Италии, Франции, Англии открывали слушателям необычайную красоту самобытной норвежской музыки.

Дирижерская служба, концерты, педагогическая и общественная деятельность отнимали у Грига много сил и времени. Когда же Григ попросил власти назначить ему государственную стипендию, чтобы иметь возможность оставить службу и заняться только сочинением музыки, то в ответ получил отказ. Произведений его не печатали. На Грига смотрели как на рядового музыканта.

К счастью, одно из лучших творений Грига — юношеская фортепьянная соната, навеянная композитору картинами природы родной Норвегии, ее историей, ее народными мелодиями, попала к прославленному композитору Ференцу Листу. Лист пришел в восторг от необычной, не похожей ни на какую другую музыки Грига. Он написал тут же об этом юному норвежцу, выразив горячее желание встретиться с ним.

Дружеское письмо Листа решило судьбу Грига. Норвежское общество тут же изменило свое отношение к молодому композитору. Да и как не изменить, когда музыкант с мировым именем пишет их начинающему композитору: «Льщу себя надеждой, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и поощрением, которых вы заслуживаете. Впрочем, и за ее пределами вы в них не будете нуждаться». Равнодушие публики сменилось доброжелательностью. Словно Лист открыл ей глаза на сокровище, которое до тех пор оставалось незамеченным. Григу назначили государственную стипендию.

Встречи с Листом в 1870 году в Риме были для Грига праздником. Он наслаждался неповторимой игрой Листа, говорил с ним. слушал замечания и советы. Его окрылило напутствие великого музыканта: «Продолжайте! У вас для этого есть все данные. И не позволяйте себя запугивать!»

Хочешь узнать Грига — послушай музыку его к драме великого норвежского писателя Ибсена «Пер Гюнт».

Это пьеса о человеке, у которого нет в жизни настоящего большого дела, который не выбрал своего пути и лишь бесцельно тратит годы.

Слышишь, как манит тебя в горы приветливая, плавная песня пастушьего рожка? А вот открывается вид в долину, и ручеек серебрится в камнях, прозрачен и прохладен воздух.

Однако взгляни, как встревожен нынче веселый бездельник Пер Гюнт. Умирает его мать — старая Осе. Это она научила его в детстве одну за другой плести причудливые сказки, защищая от грубости пьяницы-отца. Теперь он расскажет ей последнюю сказку — умчится с ней в горы, в облака на волшебном коне. Он не даст ей думать о смерти.

Цепочкой тянутся в пещеру горного короля тролли. Это Пер, убежав от людей, забрел в их царство. Что ему люди с их великими делами — он хочет жить среди этих волшебных существ...


Э. Григ. «В пещере горного короля» (из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»)

Вот танцует перед Пером свой легкий, воздушный танец дикарка Анитра. От удивления Пер разинул рот: не так танцуют девушки в его деревне. Далеко, однако, от родной Норвегии забрел он, шатаясь по белу свету...

А что это за прекрасная, знакомая песня? Кто поет ее так нежно? У девушки с таким голосом должно быть доброе и любящее сердце...

Ты песней чудной сделал жизнь мою.
Благословляю первое свиданье
И эту нашу встречу...

Это Сольвейг — скромная Сольвейг, с лучистыми глазами и золотой косой. Это Сольвейг, которая так долго и так терпеливо ждет своего любимого. Ждет и верит, что все хорошее, что есть в душе ее Пера, победит — он вернется к ней на родину.

Э. Григ. Песня Сольвейг из сюиты "Пер Гюнт".
Исполняет Антонина Нежданова

И он вернулся. Измученный бесцельными странствиями старый Пер Гюнт. Доброй колыбельной песнью успокаивает его Сольвейг.

Писатель Ибсен не любил таких людей, как Пер Гюнт. Он осудил, высмеял своего героя, который, отказавшись от большой борьбы за счастье для всех, ищет на чужих дорогах маленькой удачи для себя одного.

Григ был очень добрым и мягким человеком. Он не умел смеяться над людьми. Не стал он смеяться и над Пером Гюнтом. Композитор написал музыку только к тем сценам, которые были ему по душе. Его Пер Гюнт стал безмятежным мечтателем и поэтом. Один и тот же герой зажил двумя разными жизнями: одной — в пьесе великого Ибсена, другой — в музыке великого Грига.


Э. Григ. «Утро» из Первой сюиты (музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»)

Эдвард и Нина Григ надолго уезжали за границу в концертные поездки или уединенно жили в имении под Бергеном, а позднее в своем скромном Трольхаугене — загородном доме на берегу фьорда. Где бы ни был Григ, всюду жизнь его до краев заполнял труд, творчество.

Григ — это Норвегия в музыке, страна, ее природа, ее люди. Простые люди. Их дела, обычаи, сказки. Произведения так и называются: «Сцены из народной жизни», «Норвежские танцы», «Свадебный день в Трольхаугене», «По скалам и фьордам», «Шествие гномов».


Э. Григ. Шествие гномов. №3 тетрадь 5, op. 54.

Для тысяч и миллионов слушателей, которые, так же как он, любят каждый свою родину, свой народ, так же грустят и радуются вместе с ним, творчество Грига стало дорогим и понятным.

О том, как близка музыка Грига русскому сердцу, хорошо сказал П. И. Чайковский, которого соединяла с норвежским композитором личная дружба: «...Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественной, широкой, грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».


Великие композиторы

Печатается по материалам книги Н. Колосовой "Здравствуй, музыка!" (Москва, "Молодая гвардия", 1964)

 

Ваши комментарии:

Ника
2017-02-25 19:56:59
очень красивые песни
папа
2016-01-04 19:19:19
Э. Григ. Шествие гномов. №3 тетрадь 5, op. 54.
Gremy
2015-09-26 01:27:33
Я как-то попытался (по-дилетантск конечно), составить список 30 величайших музыкальных произведений всех времен и народов. И в него вошел "Пер Гюнт".
бог математики
2015-04-26 19:45:19
Нам задали сочинение
юля
2015-03-15 16:56:05
мне нравится слушать его музыку
Саша
2015-02-19 19:32:42
Я в пятом классе и играю шествие гномов на фортепиано. Е. Григ мой любимый композитор. Учусь в Москве
Одиннадцат лет школа имени Крайнего
В. В.
Дарья
2015-02-08 13:49:40
мы его проходили по расказу паустовского
Лера
2015-01-28 12:06:05
Он так похож на Эйнштейна.
Неизвестный
2014-12-24 18:01:01
Хорошие произведения.А кто знает что такое №3 тетрадь 5, op. 54 хД?
Олечка
2014-10-01 22:18:08
Мне нравится но мне нужно как и где он умер поєтому...
Ваше имя (ник):
Комментарий:
Введите результат вычисления
     

Перед отправкой Вашего сообщения ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами комментирования материалов на нашем сайте. Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете согласие с этими правилами.