Рассказы о великих композиторах
ЙОЗЕФ ГАЙДН
(1732-1809)
Томас Харди
Портрет Йозефа Гайдна
Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал каретных дел мастером и, как отец, работал бы всю жизнь с песней. Может, и сочинял бы песни, да не умел их записать...
Добряк был папаша Гайдн и шутник. И музыка у него тоже добрая, простая, шутливая. То рассказывает она, как поют птицы, то как журчит ручей, то как переваливается с ноги на ногу косолапый медведь. У Гайдна в музыке и солнышко светит, и волны по морю перекатываются, и травы растут, и деревья. А бывает, рассказывает музыка, как танцуют важные дамы и господа, но чаще, как поют и пляшут крестьяне. Свои симфонии Гайдн называет словно картины: «Вечер», «Утро», «Полдень», «Охота», «Медведь», «Курица», «Королева». Кто, кроме папаши Гайдна, мог придумать «Детскую» симфонию — для игрушечных инструментов — свистулек, барабана, трещотки, детской трубы, треугола.*
Но есть у Гайдна и печальные симфонии — «Жалоба», «Прощальная». «Прощальная» симфония, правда тоже шутка, только шутка грустная. Она была написана, когда Гайдн служил капельмейстером у князя Эстергази. Он один мог защитить оркестрантов от капризов князя.
...Взволнованно звучит тревожное начало симфонии. Тоскуя, ведут невеселую мелодию скрипки и басы. Первая, вторая, третья, четвертая часть... Никаких признаков радости, веселья, шутки, обычных для Гайдна. Наконец пятая часть — тоже неожиданность: ведь обычно в симфониях всего четыре части. И вдруг второй валторнист и первый гобоист встают, гасят свечи у своих пюпитров и, не обращая внимания на оркестр, уходят со сцены. Оркестр, словно ничего не произошло, продолжает играть. Вскоре умолкает фагот — музыкант тоже гасит свечу и уходит, потом первый валторнист и второй гобоист, контрабасист... Постепенно уходят все оркестранты, кроме первой и второй скрипок. Мелодия звучит все печальней, все медленней и, наконец, тает. Скрипачи, погасив последние свечи, молча покидают сцену.
Вот какую шутку придумал Гайдн, чтобы помочь своим товарищам, придворным музыкантам. Никто из них, да и сам Гайдн, не посмел бы прямо сказать князю о том, что он заставляет оркестр слишком много работать, что люди устали и хотят съездить домой, к своим семьям.
Композитор всю жизнь, до глубокой старости очень много работал. Он оставил после себя множество сочинений, значительная часть которых до сих пор не найдена. Беда в том, что бессмертные творения, которые Гайдн сочинял в течение тридцати лет при дворе Эстергази, принадлежали не ему, а хозяину, князю, и перешли затем к наследникам-вельможам. Те, хоть и не очень ценили музыку, но никак не хотели расставаться с рукописями великого композитора. Поэтому многие его произведения не были напечатаны и долгое время оставались неизвестными.
Только после 1932 года, когда весь мир торжественно отметил двухсотлетие со дня рождения Гайдна, увидели свет замечательнейшие творения композитора. В церковных и княжеских библиотеках собиратели его сочинений обнаружили больше четырехсот неизвестных прежде рукописей.
Еще более торжественно отметили во многих странах мира 1959 год — год Гайдна (150 лет со дня его смерти). Во всех крупных городах звучала музыка великого композитора. Но самым удивительным был праздник в старинном замке Эстергази. Толпы гостей заполнили двор. Сначала исполнялась известная оратория Гайдна «Времена года», а потом... появилась на свет много лет назад потерянная и лишь недавно обнаруженная симфония Гайдна «Ля пассионе». Симфония, волнующая и печальная, приблизила в тот день улыбчивого добряка папашу Гайдна к его младшему современнику, великому борцу и новатору в музыке Людвигу ван Бетховену.
Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его, — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена».
* Ряд исследователей считает, что "Детскую симфонию", или "Симфонию игрушек", написал вовсе не Гайдн, а Леопольд Моцарт, отец великого Вольфганга Амадея Моцарта (Ред. Allforchildren.ru).
Ваши комментарии:
2021-01-30 19:41:54 | |
Идеально шидевр
| |
2016-03-10 14:07:00 | |
Обожаю музыку. Гайдна играю на домре.
| |
2015-11-27 18:13:28 | |
норм
| |
2014-11-24 21:40:48 | |
очень круто и малышне понравилось
| |
2014-05-21 15:18:36 | |
Он ещё так сказать играл Времена года в музыкалке играла! так красиво
| |
2014-05-03 21:31:02 | |
класс
| |
2014-04-19 09:33:16 | |
класс
| |
2014-03-26 19:33:06 | |
скрипки красиво играют
| |
2013-12-09 02:45:11 | |
Отличная статья! Спасибо!
| |
2013-05-20 23:12:29 | |
Я восхищаюсь, его творчеством!
|