Рассказы о великих композиторах
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
(1685-1750)
Э. Г. Хаусман
Иоганн Себастьян Бах
Эта страсть к музыке передалась от Фейта Баха его сыновьям, внукам, правнукам, праправнукам. И почти все они стали музыкантами: канторами (учителями пения), органистами, скрипачами, флейтистами, трубачами, капельмейстерами, композиторами.
В поисках работы они разошлись по разным городам и расселились по всей Германии, а некоторые из них оказались даже за пределами родной земли. Двести лет назад в Тюрингии Бахов-музыкантов было уже так много, что люди стали называть Бахами всех, кто был причастен к музыке, даже тех, у кого было свое, совсем другое имя.
В роду Бахов не было богачей и лентяев. Они упорным, кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни.
Раз в году в дом одного из самых уважаемых в семье Бахов съезжались все родственники. В этот день сразу за весь год отмечались все семейные даты и торжественные события. Каждая такая встреча становилась семейным музыкальным праздником: собравшиеся пели народные песни, которых знали великое множество, играли на разных инструментах, много шутили, смеялись. Так жили Бахи.
В 1685 году в небольшом тгорингском городке Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах — тот Бах, которому суждено было стать великим композитором мира.
Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как все, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и в бедности.
В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквах. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил Себастьяна музыке. Человек образованный, но в искусстве мелочный и сухой аккуратист, Христоф не оценил в младшем брате необычайной музыкальной одаренности. Христоф запретил Себастьяну брать в руки сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась почти полгода. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходит к концу. И вдруг случилось непоправимое — Христоф случайно застал Себастьяна за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жесткого воспитателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спустя, уже после смерти брата.
Пятнадцати лет, учась в лицее, Себастьян уже поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люденбурге.
Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он обнаружил великолепную библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся композиторов того времени. Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха. Никто не руководил здесь его образованием. Сама музыка была учителем и воспитателем его таланта.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Он старался найти службу повыгоднее.
Сначала его охотно брали: за ним шла слава искусного органиста и скрипача. Однако Бах не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей, и потому часто он не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что часто они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.
И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой сюиты №2)
Не уживаясь с церковниками, Бах переходил с одного места на другое, переезжал из города в город, был и на светской службе. Но добиться положения, которое его бы удовлетворяло, так и не смог. Однако никакие жизненные невзгоды не погасили в композиторе вечного огня творчества.
Несмотря на то, что ему приходилось писать большей частью церковную музыку, творения Баха не были холодными и строгими, словно лишенными житейских тревог и радостей. Они передавали самые разнообразные человеческие чувства. Мудрый художник, Бах создавал не просто фон для молитв и аккомпанемент для песнопений, а отражал в своем творчестве глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Слыша в храме произведения Баха, люди не могли уже по привычке обращаться с заученными словами к неведомому богу — они начинали думать Музыка вызывала в них свои, земные думы о чем-то важном и сокровенном, пробуждала переживания — чистые, светлые, возвышенные, но земные.
И. С. Бах. Воздух (из Оркестровой сюиты №3 ре-мажор)
Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его сочинений. Кто учится в музыкальной школе, обязательно играет прелюдии и фуги Баха. Это так называемая полифоническая музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Потом они сплетаются и звучат вместе.
При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.
Умер Бах в бедности. Современники так и не узнали, что произведения искусного церковного органиста и придворного музыканта были великим открытием в музыке.
Только после смерти Баха стали появляться в печати некоторые его сочинения, печататься работы о творчестве композитора. Это ученики и почитатели таланта Себастьяна Баха позаботились о том, чтобы люди не забыли его творений.
И вот настал день, когда музыка Баха обрела новую жизнь. Это было в 1829 году в Берлине. Замечательный немецкий музыкант, композитор Феликс Мендельсон Бартольди, горячий пропагандист музыки Баха, подготовил и исполнил с Берлинской певческой академией одно из самых сложных и самых выдающихся произведений Баха «Страсти по Матфею».
С этого дня музыка Баха начала свое победное шествие по всем странам мира. И в России у Баха оказалось много почитателей и друзей. Великий Глинка знал на память многие его произведения, учился по ним, восхищался ими. В 1834 году в России вышла повесть В. Одоевского «Себастьян Бах». «Для меня, — писал Одоевский, — Бах был почти первою учебною музыкальною книгою, которой большую часть я знал наизусть». Друг Пушкина и Глинки, Одоевский был выдающимся писателем и ученым-музыковедом своего времени.
О необычайной глубине мысли, о неисчерпаемом разнообразии форм, «о безграничности мелодии и гармонии», о жизненности и народности музыки Баха горячо писал известный русский композитор и музыкальный критик А. Серов.
Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов — все они ценили в музыке Баха глубокую задушевность, сердечность, простоту, человечность, национальную самобытность.
В 1850 году на родине Баха образовалось Баховское общество. Нашлись энтузиасты, которые, несмотря на отсутствие средств и другие трудности, взялись выпустить полное собрание сочинений Баха. В 1900 году вышел последний, 46-й том его сочинений.
В наши дни музыка Баха исполняется очень часто. Имя Баха мы произносим рядом с именами самых великих и самых популярных композиторов прошлого.
«Не Ручей! * — Море должно было быть ему имя...» — сказал о Бахе Бетховен.
И. С. Бах. Токката и фуга ре-минор
------------------------------------
* Бах — по-немецки «ручей».
Ваши комментарии:
2022-02-06 19:24:30 | |
Спасибо. Информация дана коротко и понятно. Музыкальные фрагменты популярны и на слуху.
| |
2017-06-17 12:35:18 | |
мне понравилась (шутка) .
| |
2016-11-29 21:40:41 | |
спасибо большое за очень поучительную информацию и сборники песен...
| |
2016-05-12 19:26:06 | |
круто
| |
2016-03-16 19:35:02 | |
КРУТО
| |
2016-03-16 19:34:23 | |
ОБАЖАЯ
| |
2016-02-21 13:26:00 | |
ДОЛГОООООООООО
| |
2016-02-08 09:57:00 | |
Я обожаю произведения Баха! мне очень понравилась Шутка | |
2016-01-21 12:57:06 | |
свои партитуры он подписывал S.D.G. (Soli Dei Gloria) – “Одному Богу слава”,
|