Все для детей

Армянская народная сказка

СОБИРАТЕЛЬ ХВОРОСТА

Жил-был человек. Бедный-пребедный. Задавила его нужда. Поднимался он чуть свет, брал топор, веревку и отправлялся в лес — за хворостом.

Наберет вязанку-другую, принесет на базар, продаст — и на те гроши кормится. И случилось с ним вот что. Рубил он как-то сучья в лесу, кидал в кучу.

А из-под кучи той змея выползла. Отнялся язык у бедняка, стоит — не шелохнется. А змея ему и говорит: «Что язык проглотил? Отруби одну пядь с головы моей, отнеси в дом свой, схорони в очаге, да замуруй очаг хорошенько, и семь недель не смей вскрывать, а как минет срок, откроешь, а как откроешь — увидишь гранатовое деревце и будет на нем семь плодов, и в каждом — драгоценные каменья. Продашь один плод, и будешь богаче любого царя».

Как отговорила змея, так отсек он пядь с головы ее, отнес и замуровал в очаге. И семь недель ровно не подходил близко. Время истекло, и разрыл он очаг. И видит: выросло там красивое гранатовое деревце, и качаются на нем семь спелых плодов. Сорвал один, разломал,— поглядел, что там внутри, и ахнул — сверкали, переливались каменья самоцветные. Отнес он гранат на базар и дали ему за каждую половинку по тысяче монет. И сказали: за целый ты мог бы получить много больше. Вернулся он домой, сорвал второй плод и отдал его за десять тысяч монет. И сколько ни рвал он гранатов, число их на деревце неизменно было — семь. Так он разбогател и зажил по-царски. Односельчанам помог — кому хлебом, кому деньгами, пока однажды не поставили они его своим царем.

Прознал про то какой-то человек, выведал расспросами, что был собиратель хвороста бедняком, каких свет не видывал, и решил про себя, что надо бы докопаться до тайны, узнать, как разбогател бедняк, и отобрать у него все богатство. Только никто не знал, не ведал, как разбогател их царь. Тогда человек этот сел на коня и пустился в путь-дорогу. И привела его дорога к лачуге какой-то старухи. Слово за слово, и подвел он разговор к тому, что не давало ему покоя.

— Дал бы я тебе денег, когда бы знала ты, как разбогател этот ваш царь.

— Знать-то знаю, но лучше скажи, сколько заплатишь?

— Вот тебе тысяча монет, говори.

И повела старуха свой нехитрый рассказ: так, мол, и так, был он гол и нищ, пошел в лес по дрова, там змея ему встретилась... И дальше — как мы уже знаем.

Выведал человек все про тайну царя и направил шаги к его дворцу. Принял его царь и стал угощать щедро. И спросил гость:

— Люди говорят, царь, что прежде ты не так богат был, что беднее тебя в этих краях никого нельзя было сыскать. Как же ты так взял да разбогател?!

— Богатство мне от отца досталось.

— Бьюсь об заклад, что вызнаю — когда и как ты разбогател. Во что бы то ни стало докопаюсь.

А царь думает про себя: «Ни одна живая душа о том не ведает — откуда этому-то знать?!» Согласен, говорит, бьюсь об заклад. И при свидетелях скрепили они уговор свой.

— Что ты против заклада моего ставишь?

— Царь, поверь, что и я человек уважаемый. Каждый из нас ставит все свое имущество, семью, все, чем владеет. Кто проиграет, тот и теряет.

И человек повторил то, что сказала ему старуха... Как услышал царь правду, так и обмер.

— А теперь, — обратился человек к свидетелям-князьям, священникам и старостам, — пойдем к царю в опочивальню, поглядим, так ли все, как я сказал, или нет.

И все было, как сказал этот человек. И лишили царя всего, что имел он.

Дня три или четыре ходил бывший царь, как помешанный.

— Господи, если тебе угодно было лишить меня всего, что тобою же даровано, для чего ты мне все это дал?! Яви справедливость!

И с именем бога на устах пустился в путь.

Долго ли, коротко ли шел, никто о том не знает. Встретил он двух молодых женщин такой красоты неописуемой, что и солнце перед ними меркло.

И спросили они у путника, куда он путь держит.

Ответил он, что к богу идет с жалобой.

И сказали ему женщины: там бог, а на земле ты, будь ласков, изложи богу и нашу жалобу прежде своей.

И сказал он: «Говорите, передам точь-в-точь».

— Передай тому, кто над нами, что еды у нас вдоволь и питья, и одеты мы — лучше не придумаешь, да только маемся день и ночь головной болью.

— Так и быть, передам, — сказал он, — сперва вашу боль перескажу, потом свою.

И пошел дальше. Шел, шел, видит: три лошади грызут друг дружке спину. Поздоровался он с ними, а те спрашивают:

— Куда путь держишь, божий человек?

И сказал он, куда идет и с чем.

— Тогда расскажи ему и о нашем горе, — сказали лошади, — всего у нас вдоволь, и травы тут медвяные, и родники студеные, о таком только мечтать можно, но не отпускает нас страшная чесотка: день и ночь друг дружке холку грызем.

— Так и быть, передам, — сказал он.

Продолжил он свой путь. Шел, шел — сам не помнит сколько — и вдруг вырос перед ним седой старец.

— Куда путь держишь, человек?!

— Добрый человек, не береди ты мою боль, не знать бы тебе такого горя.

— А ты не таись, скажи, что у тебя на душе, что ты богу сказать хотел.

— Не терзал бы ты меня, ты же не бог.

— Говори, человек, я бог и есть.

— Ну коли так, скажу. Встретились мне дорогой две женщины, белели передать тебе; что мучает их головная боль, что еда и питье не идут им впрок, просили помочь.

Старец молвил: «Хорошо, подумаю».

И сказал человек: «А еще встретил я трех лошадей, они друг дружке холку грызли, просили помочь».

Старец молвил: «Хорошо, подумаю».

И сказал человек: «Господи, если тебе угодно было лишить меня всего, что тобою же даровано, на что мне все это было?!»

— Теперь слушай и запоминай. Тем женщинам скажи, что пока не выйдут они замуж — маяться им день и ночь. Лошадям тем скажи, что пока не начнут они служить человеку, от чесотки им не избавиться. И как ты скажешь им это — и женщины, и лошади пойдут с тобой. А как увидят тебя с ними, так тот человек, что с тобой об заклад бился, о том и узнает. И придет он снова с тобой об заклад биться, чтобы отобрать и женщин, и лошадей. Не бойся. Спроси — откуда солнце всходит. Он тебе ответит, что с востока. А ты скажи — с запада. Говори, не бойся, — молвил старец и вознесся. Тут человека и осенило, что разговаривал с ним сам бог.

И пустился он в обратный путь. А лошади ждут. Спрашивают:

— Что тебе бог сказал, смертный? Как нам быть?

— Покуда вы не станете служить человеку, не будет вам избавления от этой чесотки.

— Тогда возьми нас с собой, лучшего хозяина нам и не надо.

Взял он их с собой. И дальше путь продолжил. А навстречу ему женщины. И передал он им слово в слово, что бог велел.

— Коли так, возьми нас с собой, куда скажешь — туда пойдем, как скажешь — так и будет. Мы твои, и лучшего мужа нам не надо.

Продолжили они путь верхом. А человек тот, что выиграл заклад, до такой нищеты довел народ, так всех закабалил, что людям от него спасу не было.

Рано поутру видят люди: едет их бывший царь с двумя женами-красавицами на златогривых конях. Несказанно обрадовались. Стали возносить молитвы: слава тебе, всевышний, царь наш вернулся.

Узнал обо всем, и тот самый человек. Вышел из своих покоев, видит: и впрямь едет бывший царь. И помутилось у него, в голове, и решил он, что надо отобрать у него и это.

А царь прибыл и спешился в родном селе.

А тот человек сидел и думал: как это он прокормит жен и лошадей, когда у него за душой ни гроша? Надо что-нибудь придумать и отобрать у него все до последнего.

И призвал он к себе бывшего царя и говорит: «Давай побьемся об заклад».

— Давай, — согласился бывший царь, — только надо бы свидетелей позвать.

И скрепили свидетели их уговор.

— Скажи, откуда встает солнце? — спросил бывший царь.

— С востока, — ответил его обидчик.

— Нет, с запада, — сказал бывший царь.

И все село принялось голосить и жалеть царя своего: бог тебе милость ниспослал такую, а ты хочешь снова всего лишиться. Не было такого, чтобы солнце вставало с запада.

— Бог велик, — сказал царь.

С наступлением темноты село погрузилось в сон. Кто заснул, а кто до самого рассвета богу молился.

А с рассветом царь и его обидчик при свидетелях стали ждать, откуда взойдет солнце.

Обидчик спокойно смотрел на восток, а царь, дождался, пока солнце не выглянуло с запада.

— Обернись, посмотри, как солнце с запада встает, — сказал царь.

И обрел царь все утерянное. Но и великодушен был: вернул обидчику жену его и детей. А село семь дней, семь ночей в радости пребывало, ели, пили, веселились, бога славили.

С неба три яблока упало: одно тому, кто сказывал, второе тому, кто слушал и третье тому, кто запомнил.

Перевод А. Сагратяна