Все для детей

Армянская народная сказка

СЫН РЫБАКА

Жили на свете рыбак со своей женой и был у них единственный сын. Перед смертью рыбак сказал жене:

— Много я трудился на своем веку, но ничего хорошего не видел. Одно у меня желание — пусть сын наш другим ремеслом добывает свой хлеб.

Как исполнилось мальчику шестнадцать лет, пошли мать и сын в город. На базаре мальчик увидел рыболовные сети. Стал он просить да умолять мать купить ему эти сети.

— Нет, сынок, — ответила мать, — и не проси. Твой отец перед смертью взял с меня слово, что не быть тебе рыбаком.

Но сын заупрямился. Упал матери в ноги, стал просить, умолять, ухватился за сети и не отпускает.

Пришлось ей купить рыболовные сети, Сын взвалил их на плечи и радостный отправился домой.

На другой день утром сын рыбака пошел к морю. Закинул он сети в воду, вытянул — смотрит, попала в сеть всего-навсего лягушка. Выбросил лягушку обратно в море и снова сеть закинул, и опять та же лягушка попалась. Вновь он пустил лягушку в воду, закинул сети в третий раз, и в третий раз ту же лягушку вытащил.

«Ну что ж, — подумал сын рыбака, — нет рыбы, пусть хоть лягушка достанется, видать, такова моя судьба».

Взял парень лягушку, принес домой и бросил около двери, а сам присел у огня. Вернулась мать из церкви, видит, сидит сын грустный у очага.

— Отчего ты печален, сынок? — спросила мать.

— Как же мне не печалиться, матушка, — ответил сын, — с самого утра сети закидывал, да одну только лягушку поймал.

— Не горюй, сынок, видно, судьба твоя такая.

Утром мать ушла в церковь, а сын пошел в поле работать. Вернулись они домой, видят: кто-то дом подмел, воды принес, посуду помыл и обед приготовил, словом, сделал все, что надо по дому.

Мать с сыном удивились. Думали и гадали они, кто бы это мог быть, но понять не смогли.

То же случилось на другой день.

Тогда сын сказал матери:

— Матушка, дай-ка я схоронюсь за дверью и посмотрю, кто у нас хозяйничает.

Мать ушла, а сын спрятался за дверью. Много ли прождал, мало ли, но вот увидел, как из угла выскочила пойманная им лягушка и подскочила к очагу. Огляделась она кругом, увидела, что никого нет в комнате, квакнула раз — стала величиной с курицу, квакнула еще — стала с овцу, а как в третий раз квакнула — лопнула у нее кожа, сбросила она ее и превратилась в девушку, да такую красивую, что ни есть, ни пить, только на нее глядеть.

Девушка убрала постели, подмела, принесла воды, посуду вымыла, навоз вычистила, обед приготовила, хотела веник на место поставить, тут за дверью и увидела парня. Кинулась она, чтобы взять свою кожу и надеть на себя, но парень схватил ее за подол и не отпускает.

Стала девушка просить, умолять, чтобы отпустил он ее, но ничего не помогло. Парень взял лягушечью кожу и бросил в огонь.

Вернулась мать из церкви и увидела, что сидит сын у очага, а рядом с ним девушка, да такая красивая, что все вокруг красотой своей озаряет.

Обрадовалась мать, как узнала, что лягушка в такую красивую девушку превратилась. Поженились сын рыбака с девушкой и стали жить по-царски.

А была у них соседка старуха. Пошла старуха к царю и говорит:

— Долгой жизни тебе, царь. Там-то и там-то живут мать с сыном и есть у них девушка, достойная царя. Пошли войско, пусть ее приведут для тебя.

Царь сейчас же снарядил войско, да такое большое, что если бы оно вошло в лес, то деревья бы полегли, а вошло бы в море, море бы высохло.

Как увидела девушка войско, взяла саблю и всю рать перебила, только одного воина оставила, чтобы гонцом к царю пошел и весть эту ему доставил.

Разгневался царь, хотел снести голову той старухе, а она говорит ему:

— Пошли, царь, вдвое больше войска, на сей раз приведут ту девушку.

Царь отправил вдвое больше войска. А девушка снова взяла саблю и перебила всю царскую рать, оставила в живых только одного человека, чтобы тот царю весть донес.

Позвал царь к себе старуху, чтобы снести ей голову за то, что напрасно извела она его войско, а старуха говорит:

— Долгой жизни тебе, царь. Накажи ты парню этому, чтобы привел он из-за семи гор кобылицу, мать сорока коней. Не справиться ему, и тогда отруби ему голову, а жену его себе забери.

Послушался ее царь, позвал к себе сына рыбака и повелел, чтобы тот привел кобылицу из-за семи гор, а не то не сносить ему головы. Попросил сын рыбака у царя три дня сроку. Вернулся он домой печальный, сел у очага. Жена спросила, что надобно было царю и отчего он такой грустный.

— Как же не грустить мне, — сказал сын рыбака, — чего не смог бы царь со своим войском сделать, то приказал мне одному совершить. Велел он мне привести из-за семи гор кобылицу, мать сорока коней, а не приведу — голову мне снесет.

— Что о таких пустяках печалиться,— сказала ему жена. — Ступай, проси у царя семь кладей хлопка и семь ведер вина.

Получил он все это и привез домой, а жена ему говорит:

— Будешь идти семь дней, каждый день через одну тору переваливать, а на склоне седьмой горы увидишь родник. Бери семь кладей хлопка, заткни ими источник, а потом выпусти из бассейна родника воду и налей туда вина. Придет кобылица, напьется вина, опьянеет. Тогда ты вскочи на нее и гони прямо к царскому дворцу.

Услышал это сын рыбака, и отлегло у него от сердца. Взял он эти семь кладей хлопка и семь ведер вина и в путь отправился. Каждый день проходил одну гору, добрался наконец до седьмой горы и нашел тот родник. Увидел он около родника следы кобылицы и сделалось ему страшно. Забил сын рыбака источник хлопком, воду из бассейна выпустил, наполнил его вином, сам же спрятался. Долго ли ждал сын рыбака, коротко ли, но вскоре показалась кобылица. А топот ее копыт он услышал еще раньше. Ржание кобылицы эхом отдавалось в горах и ущельях. Выглянул боязливо сын рыбака из-за деревьев, увидел огонь, вырывающийся из ноздрей кобылицы, задрожал, как ивовая ветка, и сердце в пятки ушло.

Подошла кобылица к роднику, припала к нему и стала пить. Чем больше она пила, тем: сильнее ее мучила жажда. Выпила кобылица все вино, до последней капли.

Опьянела кобылица, и тогда сын рыбака вышел из своего укрытия, вскочил на нее и погнал к царским палатам. Семидневный путь он проделал за день, и. отдал кобылицу царю.

Царь увидел, что хитростью ничего не добился, призвал к себе сына рыбака и сказал:

— Ты должен найти достойную меня невесту. Коли не сможешь — отдашь мне свою жену. А не то снесу тебе голову.

Вечером сын рыбака вернулся домой и, мрачный сел у очага.

— Что сказал царь и отчего, ты такой хмурый? — спросила его жена.

— Как же мне не хмуриться! Царь сказал — или найдешь, достойную меня, невесту, или отдашь мне свою жену.

— Что ты о пустяках печалишься! Попроси у царя, его перстень, собаку, пахлевана и семь больших баранов, и я научу тебя, как найти девушку, достойную царя.

Сделал рыбак, как жена ему велела, а она надоумила его, как найти для царя невесту.

И отправился сын рыбака в путь.

По дороге он зарезал и съел одного из семи, баранов, а курдюк бросил собаке. Другого барана зарезал для пахлевана. Пахлеван тоже мясо съел, а курдюк, бросил собаке. Шли они, долго ли, коротко ли, увидели лежащего возле озера человека. Человек этот пил воду из озера и все приговаривал: «Ох, воды мне; воды, умираю от жажды!»

Сын рыбака с пахлеваном удивились, что выпил человек почти все озерец да еще просит, и похвалили его за удаль.

— Что это за удаль,— ответил человек,— вот сын рыбака, тот удалец. Он, говорят, кобылицу, мать сорока коней, из-за семи гор для царя привел. А куда вы направляетесь? Не возьмете ли меня с собой?

— Отчего не взять, где двое, там и троим найдется что делать.

Сын рыбака зарезал барана для удальца, пьющего воду. Тот тоже мясо съел, а курдюк собаке бросил.

Отправились они дальше.

Долго ли шли, коротко ли, а добрались до мельницы о семи жерновах. Вошли туда и видят: сидит там какой-то человек, берет пригоршнями муку из-под жерновов, ест и кричит в голос:

— Ой, хлеба мне, хлеба, умираю от голода!

Сын рыбака удивился и похвалил человека за удаль.

— Невелика эта удаль, — сказал человек, съедающий муку. — Настоящий удалец — это сын рыбака. Говорят, он привёл для царя из-за семи гор кобылицу, мать сорока коней. А вы куда направляетесь? Не возьмете, ли меня с собой?

— Отчего же не взять, — сказал сын рыбака. — Где трое, там и четверым найдется что делать.

Зарезал он и для этого удальца барана. Тот мясо съел, а курдюк собаке бросил. Пошли они дальше.

Долго ли шли, коротко ли, увидели, стоят два человека, каждый на своей горе. К вершинам гор привязана веревка, а на ней — два огромных мельничных жернова. Один из стоящих на горе мизинцем отталкивал жернов, и он по веревке спускался к другому, а тот толкал его обратно.

Сын рыбака похвалил их за удаль.

— Какая же эта удаль, — ответили они,— а вот слыхали мы, что сын рыбака привел для царя из-за семи гор кобылицу, мать сорока коней. Вот это настоящая удаль. А куда вы сами направляетесь, не возьмете ли и нас с собою?

— Отчего не взять,— сказал сын рыбака,— где четверо, там и шестерым дело найдется.

Прирезал он двух баранов. Мясо съели, а курдюки собаке бросили и пошли дальше.

Долго ли шли, коротко ли, встретили человека, которые на голове стоял, спросили его, что он делает» А он и объяснил: слушаю, мол, где и что говорят.

Сын рыбака похвалил его за удаль.

— Ну, невелика эта удаль. Я вот знаю настоящего удальца, сына рыбака, что привел для царя из-за семи гор кобылицу. А вы куда идете? Не возьмете меня с собой?

— Почему же не взять, — отвечает сын рыбака, — где шестеро, там и семерым дело найдется.

Прирезал он последнего барана, накормил мудреца, бросил курдюк собаке, и пошли они дальше.

Долго ли шли, коротко ли, дошли до царских палат.

Пошли и сели на камень для сватов. Назиры и везиры вышли к ним, спросили, что они за люди. Сын рыбака ответил, что они люди такого-то и такого-то царя и пришли просить невесту.

Доложили везиры царю, а он велел спросить, сколько они с собой золота принесли. Как узнал царь, что у них совсем нет золота, приказал:

— Накормить этих людей и пусть себе идут с миром. Не им, голодранцам, на моей дочке жениться.

Приготовили для них большой котел еды, принесли. Съедающий муку сказал:

— Пока я не попробую обеда, мой хозяин не станет его есть.

Подвинул он к себе котел, в минуту все уничтожил, и котел начисто вылизал.

— Принесите еще еды, я её как следует и не раскушал.

Принесли для каждого из них по семь котлов еды. На другой день царь узнал об этом и испугался. Надумал он дать им такое трудное задание, чтобы они не смогли с ним справиться.

— Приведите, — сказал царь, — собаку, чтобы она с моей собакой подралась.

Привел сын рыбака своего пca, тот схватил царского пса за шею и вмиг задушил.

Тогда царь потребовал выставить пахлевана, который смог бы побороться с его пахлеваном. А пахлеван взял царского пахлевана за руку да так сжал, что сломал тому кость. Увидел царь, что силой их не взять, и решил извести хитростью. Приказал он пустить к ним в комнату воду, чтобы они захлебнулись. Но пьющий воду приложился ртом к двери и в один присест всю воду выпил. Испробовав и это средство, царь послал гостям отравленную еду, но сын рыбака бросил перстень в кушанье, и яд отделился от еды. Отложили они кушанье, не стали его есть.

— Ну ладно, отдаю вам свою дочь, — сказал царь. — Но вы должны взять с собой и ее дворец.

Тут сын рыбака спросил у мудреца, знает ли он, что дальше думает делать царь. Мудрец ответил, что царь уже потерял надежду избавиться от них, и завтра, как только рассветет, отдаст им девушку.

На следующий день удальцы, что двигали мельничные жернова, собрались было унести чертоги царской дочери, но царь не дал.

— Верю вам, что унесете, — сказал он, — берите мою дочь и уходите.

Пустились удальцы в путь. По дороге разошлись — каждый повернул к себе, в родные края. А сын рыбака с царской дочерью, пахлеваном и собакой пришли к своему царю.

Царь между тем привел к себе во дворец жену сына рыбака. Услышав, что он возвратился, царь велел отравить воду в бане, а сыну рыбака предложил с дороги искупаться.

Догадался сын рыбака в чем тут дело, и сказал царю, чтобы тот пошел с ним купаться, мол, одному ему боязно, а больше никому он не доверяет. Как только они вошли в баню, парень бросил царский перстень в воду, и в тот же миг весь яд поднялся на поверхность воды.

Тогда он столкнул царя в воду, царь раздулся и лопнул.

Сын рыбака надел царские одежды и сел на царский трон. Стал он царем, а его жена — царицей. А девушку, что привел с собой, выдал за своего пахлевана. Потом царь, привез во дворец мать, семь дней и семь ночей свадьбу справляли, веселились.

С неба упало три яблока: одно тому, кто рассказывал, другое тому, кто слушал, третье — всему свету.

Перевод И. Карумян