Советские диафильмы онлайн
Л. Очаковская
Азбука на бересте
Год выпуска: 1969
Автор: Очаковская Л.
Художник: Сояшников Г.
Редактор: Н. Мартынова
Художественный редактор: Л. Усайтис
Количество кадров: 51
Автор: Очаковская Л.
Художник: Сояшников Г.
Редактор: Н. Мартынова
Художественный редактор: Л. Усайтис
Количество кадров: 51
Текст диафильма по кадрам:
- Л. Очаковская
Азбука на бересте
Художник Г. Сояшников - Я люблю рассматривать старые фотографии. Кого только на них не увидишь: и совсем молодого дедушку, и маму - девочку в пионерском галстуке, и папу - мальчика с полосатым мячиком в руке. Но иногда попадаются непонятные фотографии. О них приходится долго расспрашивать. И взрослые, помолодев и улыбаясь, многое расскажут вам.
- Так попала мне в руки эта старая фотография. На ней с трудом можно рассмотреть пионерский строй, знамя, взрослых полувоенных людей, женщин - не то учительниц, не то вожатых. И надпись на оборте: "Партизанская школа отряда им. Макаревича, 1944 г.".
- Одну из учительниц зовут Вера Геориевна Иванова. К ней я и поехала в Брест, держа в руках, как пропуск в прошлое, эту фотографию.
- Вот таким я увидела Брест весной 1968 года. Крепость, чистая, спокойная, выглядела как обычный музей.
- И только это пламя трепещет как молодое раненое сердце. Вечный огонь, вечная память о погибших. Вечное напоминание о большом и страшном пожаре войны.
- А война началась именно здесь. Этот огонь и дым увидели жители Бреста на рассвете 22 июня 1941 года.
- Четыре долгих года жители города вели подпольную борьбу с врагами. Четыре долгих года - ни одного спокойного дня, ни одной спокойной ночи.
- Вера Георгиевна Иванова и Ядвига Антоновна Черкнявская, учительницы, давние подруги, стали подпольщицами, как и многие жители Бреста.
- Подпольщица Анна Михайловна Сенокосова помогла им связаться с секретарём подпольного горкома партии Смирновой. Началась борьба.
- Прошло около трёх лет. Весной 1944 года немцы, почувствовав приближение конца, особенно ожесточились. Начались повальные облавы и аресты. Подпольный горком принял решение: всем уходить в леса.
- К молодым учительницам-подпольщицам пришёл связной: "Я из партизанской бригады им. Свердлова, я отвезу вас в лес, собирайтесь".
- Партизанская зона... Кругом огромные, топкие болота. Шли, по пояс утопая в снежной жиже. Шли три учительницы: Вера Георгиевна Иванова, Ядвига Антоновна Чернявская и Зинаида Ивановна Пясковская.
- В первой же избе вокруг них с любопытсвом столпились люди. Один юноша крикнул: "Мама, да это же Вера Георгиевна, моя учительница!" - Их переодели, накормили. Впервые с 21 июня 1941 года они заснули спокойно.
- А сразу через два дня в партизанском штабе комиссар отряда сказал: "Раз у нас появились свои учительницы, надо открывать школу. Идите-ка в семейный лагерь". - И они пошли.
- Семейный лагерь... Когда крестьянам грозило поголовное истребление, женщины, старики и дети уходили на болота, под защиту партизан, и начинали нелёгкую жизнь.
- Много раз в день раздавался крик "воз-ду-х!" Все бежали прятаться. Но ребята не только спасались от врага.
- В невероятно трудных условиях они продолжали учиться. К весне 1944 года в лагерях брестских партизанских бригад работало девятнадцать школ. Вера Георгиевна и Ядвига Антоновна должны были создать ещё одну такую школу..
- Они поселились в землянке и начали переписывать детей школьного возраста. Так же, это делают по "Закону о всеобуче" два раза в год все школы в Советской стране. Детей оказалось 92, из них 61 первоклассник.
- Здесь, на отдельном островке в полукилометре от семейного лагеря, нашли подходящую строительную площадку. Старшие ребята прокладывали гать - деревянные мостки по болоту и строили с бойцами здание будущей школы.
- Остальные вместе с учительницами расчищали "школьную" территорию.
- Но в школе должно быть всё. И партизаны помогли ребятам из берёзовых плашек сделать парты, скамейки и учительский стол.
- Вот и все учебные пособия, которые нашлись в семейных землянках. На 92 человека - не густо! И не карандаша, ни чернил, ни бумаги.
- Из первой же боевой операции кто-то из партизан привёз трофеи: лист фанеры и школьный звонок. Вот вам доска. И перемены обеспечены.
- Вскоре торжественным маршем ребята отправились на свой первый урок.
- Так пять месяцев с шести утра до шести вечера в школе шли занятия.
- Ребята на помощь партизан надеялись, но и сами не плошали. Из коры вырезали 61 комплект азбуки для малышей - и 1 побольше. Для учительницы.
- В классе стояли счёты, такие же, как и в вашем. Только сделаны они из берёзовых стволов с перекладинами из ивовых прутков, с "костяшками" из коры дуба и ивовых чурочек.
- Пока одни занимаются в классе - другие выполняют домашнее задание здесь же, у школы. Вместо тетради - песок, вместо ручек - палочки. А если ошибки - не надо мучиться: разровнял песок - и начинай сначала.
- Бывало и такое. Кто-нибудь скажет: "Ядвига Антоновна, глядите - гадюка". - "Уберите змею", - и урок идёт дальше.
- После занятий старшие ребята под руководством раненого Героя Советского Союза Ковалёва сделали прекрасную спортплощадку.
- Завели пришкольный огород. Ранним летом уже ели свой зелёный лук, а потом репку, морковь.
- Но война есть война. Бывало, что по десять раз в день дежурный кричал: "Воз-ду-х!" - Сигнал понят - школьный остров затаился, не дышит.
- Вот радость! Партизаны привезли из разведки для детей обои и старые газеты, чтобы было на чём писать.
- Но в школе научились обходиться и без бумаги и без карандашей - вырезали на бересте всё, вплоть до заметок в стенгазету.
- Иногда и сами ребята под видом нищих пробирались за немецкие посты. Они собирали данные для разведки и что попадётся полезного для школы.
- Много килограммов лекарственных трав и растений собрали и отправили на Большую землю школьники. Так они понимали лозунг: "Всё для фронта, всё для победы!"
- Старшие в это время рыли окопы, отводные осушительные канавы, учились стрелять. А тем временем фронт приближался к Брестской области.
- Немцы боялись попасть в клещи между Советской Армией и партизанами и сжимали кольцо блокады вокруг партизанской зоны.
- Когда кольцо сомкнулось, все старше двенадцати лет ушли в окопы, заняли круговую оборону. Немцы были за болотом, в трёх километрах от партизанских позиций.
- Несколько дней не дымили полевые кухни, семейный лагерь молча ждал сигнала: "Всем на прорыв!". Детям выдавали по одному сухарю в день, взрослым - ничего.
- А фашистские самолёты бомбили и бомбили землю. Погибших хоронили по ночам в болотистой мокрой почве. В такие дни всё школьное имущество зарывали под дубом, чтобы немцам не досталось. А потом снова откапывали "школу", съедали сухари и шли на уроки.
- Считая, что под бомбами никто не выжил, не решаясь лезть в болота, немцы наконец отступили.
- В начале июня в присутствии командования партизанской бригады ребят торжественно принимали в пионеры.
- В школе начались экзамены. Держали экзамены все ученики, включая первоклассников. И проверяла их знания серьёзная и суровая комиссия.
- А потом пришла в Бретскую область победа. Фашистов выгнали за пределы нашей родины. Бойцы ушли дальше с армией, дети, женщины и старики разъехались по деревням, учительницы вернулись в Брест.
- Всмотритесь в эту фотографию. Здесь много разных людей. Иных уже нет в живых, других - не узнать, постарели, изменились. А ребята выросли, стали колхозниками, рабочими, врачами, инженерами. Но особенно много из этой школы вышло учителей.
- Если ты приедешь в Брест - а сюда многие ездят, - будь особенно внимателен на улицах: здесь не просто город и не просто жители. Здесь город, поднятый из развалин и пепелищ партизанами. Потому что большинство жителей Бреста - партизаны.
- А бывшие партизанские учительницы преподают в Бретском педагогическом институте. Они редко вспоминают о прошлом. Они больше заботятся о будущем, потому что учат учителей. Помогают им стать настоящими товарищами и знающими людьми. Чтобы и вас они потом учили товариществу и наукам. Тому, без чего человеку не обойтись.
- Вот о чём рассказала одна старая фотография. Всего одна. А ведь их много в каждой семье. И в твоей тоже.
- Конец
Редактор Н. Мартынова
Художественный редактор Л. Усайтис
Студия «Диафильм», 1969 г.
Москва, Центр, Старосадский пер., д №7