Советские диафильмы онлайн
О чём рассказал опыт
Год выпуска: 1984
Автор: Зазнобина Л.
Художник: Шаталова И.
Редактор: Т. Разумова
Количество кадров: 39
Автор: Зазнобина Л.
Художник: Шаталова И.
Редактор: Т. Разумова
Количество кадров: 39
Текст диафильма по кадрам:
- О чём рассказал опыт
Диафильм по химии для VII класса - "...Помню, каким таинством были окружены опыты. Тишина в лаборатории. Маленький реактор — колба. Ждешь начала реакции. Ловишь себя на мысли — все ли продумал, как поведет себя вещество? Угадываешь по малейшему изменению окраски или температуры начало реакции. И забываешь обо всем на свете..."
Е. А. АРБУЗОВ - Особенно привлекательны эффектные опыты: со взрывами, яркими вспышками пламени...
- Но не ради этого проводят эксперименты. Главная цель - проверка догадки, предположения, исследование неизвестных свойств веществ.
- Может быть, к металлу присоединяются какие-то частички из воздуха? Как убедиться в этом? Какие опыты в поисках ответа на эти вопросы поставил великий русский ученый М. В. Ломоносов? Вспомните современную формулировку закона сохранения массы веществ.
- Загадочность происходящих явлений исчезает по мере того, как познаются тайны природы, но наблюдения и опыты ставят новые вопросы.
- Этот школьный опыт вам хорошо известен. Что в нем таинственного и загадочного? Впервые он был описан в XVII веке:
"Поместите горящую свечу на дно чашки, налейте в нее воды на 2-3 пальца, накройте сверху... перевернутым стеклянным колоколом. Вы увидите тотчас, что вода, как бы засасываясь, поднимается в колокол... а пламя гаснет". - Около 200 лет назад английский химик Дж. Пристли при разложении оксида ртути получил газ. Свеча в нем разгоралась относительно ярко. (Какой это был газ?)
Какая связь существует между этим опытом и опытом, описанным в предыдущем кадре? - В течение 12 дней французский химик А. Лавуазье нагревал реторту со ртутью. Ртуть покрылась множеством красных чешуек. После охлаждения прибора стало заметно, что объем воздуха уменьшился.
- Продолжив исследования, Лавуазье убедился, что оставшаяся в приборе часть воздуха не поддерживала горения.
- В результате более энергичного нагревания оксида ртути начал выделяться газ. Объем его точно соответствовал потерянному в предшествующем 12-дневном опыте.
- Считалось само собой разумеющимся, что остаток, "не поддерживающий горения", — это чистый азот. Но ведь не исключена возможность существования нескольких газов, не поддерживающих горения. Известны ли вам такие газы?
- Это предположение подтвердил опыт английского ученого Г. Кавендиша (XVIII в.).
Под действием электрической искры азот воздуха окислялся кислородом. Продукты соединения растворялись в воде. Когда азот был полностью исчерпан, остался небольшой пузырек газа... - Позднее было обращено внимание на несовпадение плотностей "азота из воздуха" и азота, полученного при разложении азотных соединений. Возникла новая загадка...
- Эта разница была не так уж мала, чтобы ее можно было отнести на счет ошибки опыта.
"Я очень удивлен недавними результатами определения плотности азота и буду признателен, если кто-либо из читателей сможет указать причину..."
— писал в одном из научных журналов английский физик РЕЛЕЙ. - Для выяснения этого загадочного обстоятельства стали проводить более тщательное изучение состава воздуха. Рассмотрите схему одного из этих опытов.
- Так были открыты инертные газы. Но сначала ученые думали, что в воздухе помимо кислорода и азота есть только один инертный газ — аргон.
- Новый опыт, новая загадка... Каждое вещество при достаточно сильном нагревании испаряется и окрашивает пламя. Если рассматривать пламя в специальный прибор — спектроскоп, то можно увидеть светящуюся полосу, состоящую из линий различного цвета, — спектр.
- И вот в спектре Солнца были обнаружены линии, не отвечающие ни одному из известных веществ. Они были приписаны новому элементу — гелию.
- Совершенствовалась техника эксперимента, усложнялись приборы и методы постановки опытов. Это со временем позволило обнаружить помимо аргона и гелия еще три инертных газа.
- Экспериментальное разделение инертных газов основано на различии их физических свойств. (Велико ли это различие?) Знание законов природы, пытливость ума, изобретательность и целеустремленность позволили в наши дни создать приборы и установки для получения инертных газов в промышленных масштабах.
- Можно предположить, что этот опыт уже все нам "рассказал", но кто знает, какие еще тайны хранит природа... Обратимся к другим опытам.
- Под названием "Заметка, в которой доказывается путем разложения воды, что эта жидкость уже не простое вещество..." более 200 лет назад появилось следующее описание (вставьте в него пропущенные слова): "При пропускании водяного пара через ружейный ствол, раскаленный докрасна, вода разлагается; ... (?), соединяясь с железом, обращает его в окалину, а... (?) переходит в газообразное состояние".
- А этот опыт был проведен более 100 лет назад. В печь поместили широкую фарфоровую трубку, а в нее другую, сделанную из глины. Во внутреннюю трубку пропустили водяной пар, который под действием жара разлагался на водород и кислород. Водород легко просачивался через стенки глиняной трубки. Оба газа собирали в цилиндр и поджигали. Что наблюдали?
- Воду можно разложить химическим путем. Вот как описывает этот опыт Д. И. Менделеев: "В сосуд вводят сперва воду, которая по легкости всплывает вверх, потом кусочек металлического натрия, который всплывает через ртуть на поверхность воды". Что будет наблюдать экспериментатор?
- Воду можно разложить и действием электрического тока. В запаянном конце трубки собирается водород. Что произойдет, если тот же опыт произвести, переменив направление тока?
- Но чтобы убедиться в этом, газы надо испытать. Расскажите, как распознать кислород и водород.
- Для определения количественного соотношения водорода и кислорода в воде прибор следует усовершенствовать. (Расскажите как.)
- Состав воды можно исследовать и синтезируя ее из водорода и кислорода. Расскажите об устройстве и принципе действия прибора, изображенного в кадре.
После взрыва смеси двух объемов водорода и двух объемов кислорода остается один объем кислорода. - Так выглядел один из первых приборов для взрыва гремучего газа. В описании опыта указывалось: "...после прохода искры и взрыва отворяют кран и вода поднимается в сосуде В".
- Наполним колокол водородом и подожжем его у трубки. Сначала водород горит спокойно, но по мере примешивания к нему воздуха, входящего в колокол снизу, пламя начнет мигать и, наконец, проскочит по трубке вниз и взорвется. Почему?
- Исследователь должен предвидеть результаты опыта и с точки зрения обеспечения техники безопасности. Почему, если водород в цилиндре погаснет, опыт нельзя возобновить, не наполнив цилиндр снова кислородом?
- Если пламя у конца трубочки почему-либо погаснет, опыт, как и в предыдущем случае прекратить. (Дайте нужно объяснения.)
- Какие свойства водорода иллюстрируют эти опыты?
- А этот опыт позволяет убедиться в том, что атомы водорода действительно очень малы... самые маленькие. Молекулы водорода проникают через стенки пористого цилиндра легче, чем выходят частицы воздуха... (продолжите рассказ).
- Вы уже знаете условия протекания реакции горения. Расскажите, как можно поставить опыт, показывающий, что реакция горения прекращается при охлаждении.
- Но слой воды под горящей нефтью не в состоянии понизить ее температуру ниже точки воспламенения.
- И простые "школьные", и сложные опыты позволяют человеку познавать окружающий мир. Успеха вам!
- КОНЕЦ
Диафильм сделан по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР
Автор кандидат педагогических наук Л. ЗАЗНОБИНА
Консультант В. СУШКО
Художник-оформитель И. ШАТАЛОВА
Редактор Т. РАЗУМОВА
© Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1984 г.
103062, Москва, Старосадский пер., 7
Цветной 0-30
Д-155-84