Советские диафильмы онлайн
Юрий Яковлев
Учитель истории
Год выпуска: 1971
Автор: Яковлев Ю.
Художник: Игнатьев Б.
Редактор: Т. Семибратова
Художественный редактор: А. Морозов
Количество кадров: 38
Автор: Яковлев Ю.
Художник: Игнатьев Б.
Редактор: Т. Семибратова
Художественный редактор: А. Морозов
Количество кадров: 38
Текст диафильма по кадрам:
- Ю. Яковлев
Учитель истории
Художник Б. Игнатьев - Древний югославский город Дубровник с трёх сторон окружён морем. Его крепостные стены, башни, трубы, флюгера видны далеко с моря.
- Мы - туристы. Мы идём по узким кривым улочкам Дубровника и рассматриваем старинные дома, дворики, старые лопастые якоря, лежащие на причале. И вдруг: «Бах! Трах! Трах-тах-тах!»
- Мы оглядываемся - перед нами стайна ребят. В руках - деревянные ружья. Спрашиваю: «Кто такие?» - Отвечают: «Партизаны!»
- Среди ребят мальчик в очнах, с толстой книгой под мышкой. - «А он кто такой?» - «Учитель истории».
- - У нас тоже есть учитель истории! - говорю я ребятам, потому что по случайному совпадению в нашей группе был учитель истории.
- - «Где он?» - спросили «партизаны». - «Где-то гуляет по Дубровнику». - «Это хорошо!» - сказал высокий мальчик, который, видимо, был у них командиром.
- Почему их заинтересовал учитель истории? Наши ребята никогда не играют в учителя истории. Хотели мы расспросить «партизан», но они уже исчезли в лабиринте узеньких улочек Дубровника.
- Вечером мы сидели на берегу моря. Рядом с нами на снамейке оказался седой человек - бывший югославский партизан. Его-то мы и спросили про «учителя истории».
- - Ах эти пролетарцы!-восклиннул он («пролетарцы» по-хорватски птенцы). - Они всегда играют в партизан. И в учителя истории тоже играют. Вы слышали про Крагуевац?
- ...Так вот, во время войны учитель истории возвращался в Крагуевац.
- Он дошёл до заставы города. И тут его остановили немецкие солдаты. Они пожалели старого учителя и сназали: «Уноси ноги. Там, в Крагуеваце, тебе будет нехорошо!"
- - «Но там мои ученики», - сназал учитель. - «Их скоро не будет! Ни одного!» - ответили немцы. Упрямый учитель стоял на своём: «Я учил их. Я должен быть с ними!»
- - Если тебе хочется умереть, иди! - ответили фашисты учителю. И он пошёл.
- Учитель боялся опоздать и всю дорогу бежал. Он думал, что ему удастся спасти своих учеников.
- Но когда он добрался до городской площади, фашисты уже сгоняли людей. Они размахивали автоматами и кричали: «Шнеллер! Шнеллер!» - Скорей! И строили всех в колонну.
- Учитель стал разыскивать своих учеников. Свой пятый класс. Дети окружили учителя.
- К этому пятому классу присоединилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.
- Они шли по городу, выстроившись в колонну. И со стороны казалось, что учитель со своими учениками отправляется на экскурсию.
- Но вблизи лица детей были бледны и взволнованны. И все обращены к учителю. Дети не теряли надежды, что учитель спасёт их.
- Учитель шёл впереди. Он знал, куда идёт и куда ведёт своих ученинов. Но он шёл с высоко поднятой головой. И его пример передавался детям. Они обретали спокойствие.
- Так они дошли до места расстрела. Колонна остановилась. Впереди стояли фашисты с изготовленными автоматами.
- - Дети, - сказал учитель, - я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за родину лучшие люди. Теперь пришёл ваш черёд. Не плачьте. Поднимите голову выше! Идёмте! Начинается наш последний урок истории!
- Никто не заплакал. Никто не закричал. Слова учителя превратили детей в маленьких бойцов. В этом неравном бою у них было только одно оружие - не показать врагу свою слабость.
- Фашисты были поражены мужеством югославских детей. Они дрогнули. И, чтобы не видеть лиц маленьких бесстрашных патриотов, спешно открыли огонь.
- За одну ночь было расстреляно семь тысяч жителей. Половина из них были дети... Теперь на этом страшном месте стоит памятник. Огромная римская пятёрка. В народе её называют «Памятник пятому классу».
- ...На другой день мы грелись на камнях после купания. Перед нами полыхала живая голубизна, словно на дне моря лежало лазурное небо без единого облачка.
- И вдруг снова послышалось: «Трах! Трах-тах-тах!» - Мы оглянулись. На больших прибрежных камнях стояли «партизаны». И мальчик в очках, с толстой книгой тоже был с ними.
- Один-с деревянным автоматом-спросил: «Среди вас действительно есть учитель истории?» - «Есть!»
- Ребята не спрашивали, кто из нас учитель истории. Они уверенно запрыгали по камням. И очутились перед нашим учителем истории: «Вы?» - «Я!»
- Мы были поражены. - «Шрамы!» - ответил высокий мальчик, наверное, он был у них командиром. Он рассудил точно: если среди нас есть учитель истории, то это тот, у кого шрамы.
- Югославские ребята окружили русского учителя истории. Они расспрашивали бывшего солдата о его ранах. - «Это!» — мальчик указал на глубокий шрам на руке.
- - Это... Я был командиром взвода. Мы брали деревню. Я побежал первым, а немцы дали очередь с фланга... Три пули. Думал, не сохраню руку...
- - Это! - мальчик указал на другую отметину.
- - Мина... Под Псковом был сильный миномётный огонь... Каждому досталось... Меня вынесли санитары.
- Мальчик в очках, с толстой книгой под мышкой спросил: «Болит?» - «Сердце болит, - ответил наш учитель. - А это не болит... Ломит перед дождём.
- Наш учитель истории осторожно снял с его носа очки и взял в руки толстую книгу. Очки были сделаны из проволоки, а книга оказалась телефонной.
- Конец
Редактор Т. Семибратова
Художественный редактор А. Морозов
Студия «Диафильм» 1971 г.
Москва, Центр, Старосадский пер., д. №7
Цветной 0-30
Д-258-71