Советские диафильмы онлайн
Д. Григорович
Гуттаперчевый мальчик
Год выпуска: 1968
Автор: Григорович Д.
Художник: Панов В.
Редактор: Н. Мартынова
Художественный редактор: Л. Усайтис
Количество кадров: 53
Автор: Григорович Д.
Художник: Панов В.
Редактор: Н. Мартынова
Художественный редактор: Л. Усайтис
Количество кадров: 53
Текст диафильма по кадрам:
- Д. Григорович
Гуттаперчевый мальчик
Художник В. Панов - Воспитанник акробата Беккера назывался "гуттаперчевым мальчиком" только в афишах. Настоящее имя его было Петя. Впрочем, вернее было бы называть его несчастным мальчиком.
- На пятом году Петя лишился матери. Он помнил день её похорон. Суровое январское утро, снег, подгоняемый порывами ветра.
- Он шёл за гробом между бабушкой и прачкой Варварой, и у него от холода нестерпимо щемили пальцы на руках и ногах.
- На обратном пути с кладбища бабушка и Варвара долго толковали о том, куда теперь деть мальчика, к кому обратиться? Кто станет бегать и хлопотать?
- За дело взялась прачка Варвара и "пристроила" Петю в воспитанники к цирковому акробату Беккеру.
- Прежде чем принять Петю, Беккер долго и больно тискал его, ощупывал грудь, бока, с силой выгибал назад плечи. Петя онемел от боли и ужаса.
- Потом крепко припал заплаканным лицом к прачке, уцепился за неё руками. Акробат грубо оторвал его от юбки Варвары и пригрозил избить.
- В тот же день Беккер повёл Петю в цирк. Там все суетились и укладывались. Труппа перекочёвывала на летний сезон в Ригу.
- За десятидневный путь Петя успел присмотреться к артистам труппы. Многие были веселы и не внушали ему страха. Клоун Эдвардс всегда шутил с ним.
- Но к Беккеру мальчик не мог привыкнуть. При нём он думал лишь о том, чтоб не заплакать. Особенно тяжело стало, когда началось учение.
- Петя был лёгок как пух и гибок в суставах: недоставало, конечно, силы в мускулах, но Беккер не сомневался, что сила придёт от упражнений.
- Через несколько месяцев Петя начал уже ловко прыгать через стул.
- Но Беккер требовал, чтобы после прыжка Петя падал на руки... Это удавалось редко. Петя летел кувырком, падал на лицо, на голову...
- ...А Беккер наделял его увесистыми тумаками...
- Самым трудным было прицепиться носками к палке, неожиданно отпустить руки и повиснуть вниз головой.
- Лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение: публика не должна была подозревать напряжения мускулов, боли в суставах и судорожного сжимания в груди.
- Учение часто сопровождалось раздирающим душу детским визгом. Товарищи Беккера врывались в комнату и отнимали мальчика.
- Клоун Эдвардс старался всякий раз доказать, что страхом и побоями ничего не возьмёшь, что страх внушает робость, а робость - первый враг гимнаста.
- И, странное дело: когда Эдвардс принимался показывать, как надо делать ту или иную штуку, Петя исполнял упражнение с большой ловкостью и охотой.
- Но Беннер ничего не делал, чтобы привязать к себе Петю. Ему было всё равно, что мальчик ходит в лохмотьях, что шея и уши у него грязные, а сапожишки порвались.
- Как-то раз, когда вся труппа уже вернулась в Петербург, Эдвардс подарил Пете щенка. Петя был в восторге и то и дело целовал его в мягкую мордочку.
- Беккер, раздосадованный тем, что публика его не вызвала, вырвал у Пети щенка и швырнул головой об стену. Щенок тут же упал, вытянув лапки.
- Петя зарыдал и бросился к Эдвардсу. Беккер с силой дёрнул мальчика и дал ему пощёчину... Действительно, Петя был не гуттаперчевым, а несчастным мальчиком...
- ...Детские комнаты в доме графа Листомирова располагались на юг. В залитой солнцем "игральной" сегодня было особенно весело. Ещё бы. На вечер была заказана ложа в цирк!
- Пятилетний Паф бросился на четвереньки, поднял ногу и принялся изображать клоуна.
- - Подымите его, подымите скорее! Ему кровь бросится в голову! - закричала тётя Соня.
- Восьмилетняя Верочка попросила у мамы цирковую афишку. Все - и тётя Соня, и гувернантка мисс Бликс, и няня швейцарка, и учительница музыки, и кормилица - собрались слушать.
- Верочка с особым жаром прочла: "Гуттаперчевый мальчик. Воздушные упражнения на конце шеста вышиной в шесть аршин!"
- - "Душечка, тётя! Что такое гуттаперчевый мальчик? Он настоящий? Живой?" - спрашивала Верочка. - "Вероятно, его называют так, потому что он очень гибкий... Впрочем, вечером увидишь".
- День прошёл в волнении. Наконец детей закутали и вывели на парадный подъезд, перед которым стояла карета.
- Дверцы кареты захлопнулись, лакей вскочил на козлы, и карета тронулась...
- ...Представление в цирке ещё не началось. Верхние ярусы были набиты посетителями. Изящная публика, по обыкновению, запаздывала.
- Неожиданно загремел оркестр, занавес раздвинулся и пропустил человек двадцать, одетых в красные ливреи.
- С пронзительным писком и хохотом на арену выбежала ватага клоунов. Впереди был любимец публики - Эдвардс. - "Браво Эдвардс, браво!" - раздалось со всех сторон.
- Клоунов сменила девица Амалия,
- девицу Амалию - жонглёр...
- Потом танцевали на проволоке.
- Наконец под звуки весёлого вальса показался акробат Беккер с худеньким мальчиком.
- Зa ними вынесли длинный золочёный шест. Раскланявшись, Беккер укрепил толстый конец шеста к золотому поясу и начал приводить его в равновесие.
- Затем акробат шепнул несколько слов мальчику. Мальчик влез сперва ему на плечи...
- ...потом обхватил шест тонкими руками и ногами и стал подниматься кверху.
- Громкое "браво" раздалось в зале, когда мальчик достиг верхушки шеста и послал оттуда поцелуй.
- Держась за железную перекладинку, он медленно начал выгибаться назад, стараясь пропустить ноги между головой и перекладиной.
- Шест колебался из стороны в сторону, и видно было, каких трудов стоило Беккеру удержать его в равновесии. - "Браво! Браво!" - послышалось в зале.
- Беккер снова что-то сказал мальчику, и тот начал осторожно спускать ноги и ложиться на спину. Предстояло самое трудное: сползти на спине и повиснуть на подколенках.
- Всё шло благополучно. Шест, правда, сильно колебался, но мальчик, перегибаясь всё ниже и ниже, скользил на спине. - "Довольно, не надо!“ - закричали в зале.
- Внезапно что-то сверкнуло и завертелось в воздухе. Послышался глухой звук чего-то упавшего на арену. В один миг всё заволновалось в зале; раздались крики и женский визг.
- На арену стремительно выскочили клоуны и тесно обступили Беккера. Несколько человек, пригибаясь, что-то поспешно вынесли за занавес.
- Оркестр, замолкнувший на минуту, снова заиграл, клоуны начали прыгать и кувыркаться. Но на них уже не обращали внимания: публика теснилась к выходу.
- В одной из лож не переставала рыдать девочка. - "Ай, мальчик! Мальчик!" - кричала она во весь голос...
- На следующее утро афиша не возвещала "упражнений гуттаперчевого мальчика". Имя его и потом не упоминалось. Гуттаперчевого мальчика не было уже на свете.
- КОНЕЦ
Сценарий Т. Семибратовой
Художественный редактор Л. Усайтис
Редактор Н. Мартынова
Студия "Диафильм", 1968 г.
Москва, Центр, Старосадский пер., д. №7
Цветной 0-30